Не будем требовать, чтобы все люди одинаково думали. Хорошо, если они различают, где Свет и где тьма. Мир Огненный, ч.1, 220 |
По воспоминаниям Наталии Дмитриевны, Борис Николаевич был очень музыкален, любил классическую музыку, играл на фортепиано, обладал красивым голосом. Упоминание о том, что он пишет музыку, мы находим в его письмах к Елене Ивановне Рерих: «Мои музыкальные вещи явились для меня полнейшей неожиданностью» (10 июля 1951 г.); «Помните картину Николая Константиновича "Сам Вышел"? На слова, которые у меня были и, кажется, должны быть у Вас, я написал музыку. Говорят, получилось неплохо. Как мне хотелось, чтобы Вы послушали» (14 июля 1952 г.).
Наше знакомство с музыкой Абрамова произошло в год 110-летия со дня его рождения и стало настоящим открытием для всех, кому известно это имя. Рукопись музыкальных произведений Б.Н. Абрамова обнаружилась в архиве Б.А. Данилова (издателя «Граней Агни Йоги»), и по просьбе Сибирского Рериховского Общества Борис Андреевич дал возможность с ней познакомиться.
Впервые музыка Б.Н. Абрамова прозвучала 4 мая 2007 года в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске. Тогда, в день рождения Н.Д. Спириной — основателя этого музея, — было исполнено только одно произведение, но слушатели единодушно отметили, что эта музыка особенная и отличается от всего слышанного ранее. С тех пор произведения Абрамова звучали не раз; в этих концертах приняли участие солисты Новосибирского академического театра оперы и балета. Каждый такой концерт становился событием не только для слушателей, но и для самих исполнителей.
Музыкальное наследие Б.Н. Абрамова представляет собой 15 вокальных миниатюр. Нотная рукопись оформлена автором как сборник. Поэтические тексты, положенные на музыку, несколько отличаются от стихотворений, найденных в архиве Н.Д. Спириной и опубликованных в книгах «Сребротканная нить» и «Устремлённое сердце». В нотной рукописи автор не выписал полностью некоторые слова, в основном, имеющие сокровенный смысл. В связи с этим произведение «Из дали» остаётся пока неисполненным, так как большую часть стихотворного текста восстановить не удалось.
Музыка Б.Н. Абрамова впитала в себя всё, чем богата русская музыкальная культура. В то же время она очень самобытна и лишена подражательности. Непросто было определить жанр этих произведений, настолько они оригинальны и содержанием, и формой. Более всего они близки к хоралу, молитвенному песнопению, хотя включают в себя элементы и других жанров.
«Возвышенность, необъятность и особая красота изложения отличает стихи Бориса Николаевича от всех других поэтических произведений, известных нам», — писала Н.Д. Спирина. Эти слова с полным основанием можно отнести и к его музыке.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.