Притяжение возможностей неминуемо там, где все силы напряжены. Рерих Е.И. Письмо от 15.01.1930 |
В Усть-Коксинском техникуме отраслевых технологий Сибирским Рериховским Обществом 15 января была открыта новая выставка. В экспозиции - репродукции картин А.П.Веселёва "Алтайские пейзажи" и фотовыставка "Лики Белухи". Открывавший выставки Василий Ефимович Житяев, приезжавший с Урала, так позже прокомментировал этот день: "Слушали в тишине, спокойствии, что вызвало удивление у преподавателей. Анатолий Петрович Веселёв - многоплановый художник, умеет передать и природные явления, и тихий спокойный огонёк в зимнем оконце, и тишину снега алтайских гор, светящиеся вершины, сияющие долины. Горный Алтай он понимает очень глубоко, он здесь родился и чувствовал алтайскую природу с самого детства. Картины Анатолия Петровича помогают обрести в душе чистоту и внутреннее спокойствие, чего так нам не хватает в последнее время. Когда глядишь на его произведения, исчезают раздражение, беспокойство, агрессия. После его выставки уходишь просветлённым и умиротворённым. Он - настоящий мастер прозрачной тишины и мягкого чистого света. Говоря словами великого русского святого Серафима Саровского, обрети мир в сердце своём, и тысячи вокруг тебя спасутся. Вот и нам хочется, чтобы вот эти светлые картины помогли обрести мир в сердце каждого ученика техникума, и здесь было пространство мира, спокойствия и гармонии".
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.