Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Ширина понимания начертит полосу возможностей.

Беспредельность, 6

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты

"Имена на всю жизнь. Великий Бах": подробный репортаж с музыкального лектория в Музее Н.К. Рериха

24.01.2015


17 января этого года в Музее Н.К. Рериха состоялась очередная встреча любителей музыки в рамках Музыкального лектория. Она была посвящена И.С. Баху, гению музыки, 330-летие которого мы отмечаем в этом году. Встречу вела Эльвира Полонская. По её словам, это было своеобразное музыкальное приношение, в котором музыкальные номера предварялись небольшими комментариями и видеосюжетами. Музыка Баха была представлена достаточно полно: прозвучали его произведения для клавира, струнного оркестра, органа, хора, вокала. Вечер, длившийся около двух часов, прошёл на высоком духовном подъёме.

Рассказывая о прошедшем вечере, мы решили разместить здесь фрагменты выступления Эльвиры Полонской на музыкальном лектории. В расшифровках живая речь всегда звучит иначе, чем со сцены, когда она перемежается впечатлениями от музыкальных номеров, но попробуем хотя бы частично передать атмосферу встречи.

Добрый день, дорогие наши слушатели. Встреча наша называется «Имена на всю жизнь», и она посвящена великому Иогану Себастьяну Баху. Я знаю, что в этом зале случайных слушателей никогда не бывает, и я сейчас вижу много знакомых и ставших мне родными глаз. Поверьте, они мне как ведущей очень помогают, и вам всем за это огромное спасибо.

Шесть лет назад в этом зале у нас была встреча «Мир Баха», и она была очень масштабной, продолжалась около 2,5 часов. Наверное, она была такой же грандиозной, насколько грандиозно имя той величины, по поводу которой мы все сегодня собрались. Мне кажется, что всё-таки такие космические перегрузки нам ни к чему. И сегодня я постаралась построить программу по-другому, это будет своего рода музыкальное приношение с небольшими моими комментариями.

А ещё, нам всегда очень хочется вас чем-то удивлять, радовать. И в сегодняшней программе небольшие сюрпризы тоже будут. Ну, начинаем! Внимание на экран!..

С экрана звучат колокольные звоны, затем оркестр, хор исполняет красивое, величественное произведение Баха.

Наша программа открылась фрагментом первого номера рождественской оратории Иоганна Себастьяна Баха. Таким образом И.С. Бах поздравил всех нас с прошедшими только недавно новогодними праздниками и Рождеством.

Род Бахов был известен своей музыкальностью с начала XIV века. Очень многие предки, родственники Баха были профессиональными музыкантами: скрипачами, флейтистами, пианистами, трубачами.

Иоганн Себастьян умел играть практически на всех музыкальных инструментах, которые в то время существовали: и орган, и флейта, и скрипка, и лютня, и другие. На скрипке научил его играть отец, это был, пожалуй, первый инструмент, на котором он научился играть.

Но самое первое сочинение Баха всё же было написано для органа. В то время Иоганна Себастьяна его больше знали как органиста-виртуоза и совершенно не воспринимали как композитора.

Сейчас я приглашаю на эту сцену артиста оркестра народных инструментов новосибирской государственной филармонии под управлением Владимира Гусева — Дмитрия Тимофеева. Сейчас На баяне прозвучит Органная фантазия ля минор Иоганна Себастьяна Баха.

Иоганн Себастьян Бах с детства пел в детском хоре. Когда он жил в Люнебурге, учился в певческой школе мальчиков - вокальной школе Св. Михаила. А когда служил в церкви Святого Фомы в Лейпциге, одновременно исполнял и должность органиста, и должность кантора церковного хора, а также руководил детским хором в школе церкви Святого Фомы. Конечно, в его хоре пели мальчики. Когда в хоре запела его первая жена Барбара, это вызвало огромное негодование у зрителей. Считалось, что женщинам петь нельзя, потому в хоре все сопрановые партии исполняли детские голоса — мальчики. Их чистые, высокие, звонкие голоса напоминали ангельское пение. У нас сегодня в программе есть такие маленькие ангелочки, и я их сейчас приглашаю на сцену. Это младший хор детской школы искусств № 18. Руководитель хора — Ольга Викторовна Чернышёва, концертмейстер Юлия Александровна Савченко. Споют наши ангелочки песню Баха «За рекою старый дом».

Кстати, я хочу добавить, что хор мальчиков в церкви Св. Фомы существует по сей день…

Сам Бах говорил: «Вся моя музыка принадлежит Богу, и все мои способности ему предназначены». Возможно, именно Баху было позволено услышать музыку небесных сфер и обнародовать её. Потому мы говорим, что музыка Баха возвышает, она бесконечно мудра и недосягаема, как Вселенная. Так вот, особый вклад в признание величия Баха находится в Космосе, за тысячи миль отсюда. В 1977 году в Космос был запущен американский спутник «Фоледжер», на борту которого находится золотой диск с музыкой И.С. Баха. Это значит, что если вдруг где-то есть другие, внеземные цивилизации, то первым, что услышат они, знакомясь с нами, землянами, будет музыка И.С. Баха.

Сейчас прозвучит вторая часть Бранденбургского концерта № 1. Музыка эта написана для оркестра, но мы исполним её в переложении для фортепиано в четыре руки.

У И.С. Баха было много детей — 20, 6 сыновей стали известными музыкантами, композиторами. Бах был замечательным семьянином. Он всех своих детей обучал музыке и сочинял для них небольшие пьесы.

Приглашаю на сцену Марию Титенко, ученицу 3 класса детской школы искусств № 18, и она исполнит двухголосую инвенцию ля минор.

Артём Сундуков тоже исполнит двухголосую инвенцию Баха, но только в другой тональности — фа минор.

А сейчас на нашей сцене окажется шесть человек. Кроме того, что Бах был великим музыкантом, органистом, композитором, он был очень религиозным человеком. С 15 лет, оставшись без отца и матери, он пошёл в церковь, которая его приютила, дала ему кров, хлеб, работу, и всю жизнь Бах был невероятно предан и верен Богу. Для него все евангельские числа имели большое значение: цифра 3 означала Троицу, 12 — апостолов, цифра 6 — сотворение мира за 6 дней. И потому некоторые его сочинения — это циклы из шести произведений. А сейчас прозвучит Двойной клавирный концерт И.С. Баха до минор, который написан для двух клавиров и струнного оркестра. В качестве струнного оркестра у нас будет звучать 4 инструмента. Приглашаю струнный квартет «Фаэтон»: Семён Промое, Анна Новожилова, Галина Майорова, Геннадий Ерёменко.

Вы, возможно, знаете, что И.С. Бах написал свыше 1100 сочинений. Наверное, даже если бы он просто переписывал уже написанные им ноты, понадобилось бы не одно десятилетие. Писал он музыку практически во всех жанрах, кроме оперы. И конечно, у него очень много музыки духовной, написанной на духовные тексты.

Сейчас хор детской школы искусств № 25 исполнит две рождественские песни, поздравит нас с Рождеством. Хормейстер — Татьяна Александровна Решетникова, концертмейстер — Инна Рафаиловна Кофлер.

Вот уже час пролетел незаметно. Скажите, пожалуйста, вы сегодня уже чему-то удивлялись или пока ещё нет? Внимание на экран….

Видеоинтервью на улице и в музыкальной школе было посвящено Баху – дети и молодые люди, как с музыкальным образованием, так и обычные прохожие, отвечали на вопрос, знают ли они Баха и что могут сказать о его музыке.

— Она очень глубокая…

— Вдохновляющая…

— Бах — это гений во всех сферах музыки, на всех инструментах умел играть, во всех жанрах его времени, и поэтому для всех моих товарищей и музыкантов это что-то такое сложное в понимании и в исполнении. Задумываешься, как такой человек мог всё охватить…

— Для меня это такой человек, который подарил нам такое количество произведений… это широко известное имя, кажется, что даже такие люди, которые далеки от музыкального мира, знают эту фамилию. Для меня музыка Баха, в первую очередь, связана с храмами, церквами, и первая ассоциация — это орган. Ответить на вопрос, какая эта музыка, я затрудняюсь… для меня она сложная, потому что в основном полифоническая музыка, многогранная.

— Все по-разному воспринимают музыку Баха. Для меня она очень глубинная, возвышенная.

— Завораживающая, красивая, мне эта музыка нравится.

— Это основа всего. Его музыка была больше церковной, душевно-проникновенной, она будет жить, проходить сквозь века, я думаю, она останется в памяти людей.

— На мой взгляд, будущее музыки Баха зависит непосредственно от будущего классической музыки в целом. Потому что, к сожалению, в наше время мы наблюдаем очень большое снижение популярности классической музыки. Это отражается на практически пустых залах…

— Я думаю, что будущее есть, потому что, если за 250 лет после его смерти его музыку не забыли и до сих пор играют, она широко известна, по крайней мере, в кругу музыкантов, - я думаю, что она не будет забытой и позже.

— Музыка Баха — это то, что живёт вечно. Мне кажется, что и в 25 веке ничего не изменится, потому что она — божественна…

— Эта музыка вечна, она будет всегда.

— Она бессмертна.

— Она будет существовать всегда.

Несколько очень интересных мыслей мы отметили из этого интервью: «Ноты будут жить, значит, и музыка будет» — логично, и ещё замечательная мысль: «Классика всегда в моде». Одна девочка сказала про пустые залы, чего нельзя сказать о нашей сегодняшней программе, у нас сегодня совсем не пустой зал. Поскольку времена меняются, вкусы меняются, мода на музыку меняется, то ведь и музыка старинных мастеров может тоже приобретать некую другую оболочку — другую внешне, не внутренне. Внутренняя суть не может измениться, она всё равно будет доносить то, что она должна доносить до наших сердец.

Внешнюю оболочку музыка может поменять, ведь есть какие-то современные интерпретации.

В записи звучат необычные варианты исполнения музыки Баха: музыка на стеклянных бокалах, других своеобразных инструментах, а также исполнение, сопровождающееся цветовыми эффектами, имитирующими космические съёмки.

Настольной книгой Баха была Библия. Всё, что он творил, — творил во имя Бога. Это прежде всего излюбленные евангельские сюжеты. Говорят, что он написал пять «Страстей» — на сюжеты пяти Евангелий. Из них нам известно только два произведения. Может быть, не всю его музыку ещё удалось найти. Именно Бах открыл миру боль евангельских событий. Действительно, боль есть, и она страшна, и смерть страшна, но через смерть лежит дорога к воскресению… Приглашаю на сцену Ольгу Колобову — нашего давнего друга.

Музыка Баха была практически «мёртвой» в течение 100 лет. Её открыл Мендельсон в 1829 году, когда в Берлине прозвучали «Страсти по Матфею». Это было грандиозное представление, которое длилось порядка четырёх часов, и тогда это произведение прослушало свыше полутора тысяч человек. И с того момента началось возрождение, воскресение музыки И.С. Баха. Однако были и те, кто преклонялся перед И.С. Бахом в начале 18 века, в ту пору. Я нашла стихотворение, оно появилось в 1731 году. Написал его, предположительно, Иоганн Готлиб, после того, как услышал игру И.С. Баха. «Бах» в переводе с немецкого языка означает «ручей», и порой говорят, что не ручей ему имя, а океан или море.

Ручья игрой мы слух свой дивно услаждаем,
Когда под зарослями мчится он меж скал.
И всё ж намного выше мы Ручей тот ставим,
Что меломанов восхищения снискал.

Нам говорят: Орфей за давними веками
Гармонией мог зверей лесных увлечь,
Когда ж наш Бах преловко действует руками —
От чар себя никто не в силах уберечь.

Ещё одно стихотворение, оно написано в 1732 году, автор — Л. Ф. Худеман. Представляете, это всё поэзия XVIII века.

Звучаньем струн когда-то покорял Орфей
Не только род людской, но и лесных зверей.
И все ж, великий Бах, твоё искусство краше,
Лишь ты сумел пленить и ум, и сердце наше.

Но вот что видеть нам доводится подчас:
Весьма подобен зверю кое-кто из нас –
Тот, кто по тупости своей тебя не ценит,
Мне без труда четвероногого заменит.

Твой чудный звук! – Вот долетел до слуха он –
И кажется, всем хором муз я окружён.
Органный твой аккорд в нас зависть приглушает,
А сквернословов дара речи он лишает.

Венчал тебя венком лавровым Аполлон,
В граните вечном твое имя высек он.
Но ты и сам себе бессмертье обеспечил:
Своим искусством ты себя увековечил.

Прозвучали произведения И.С. Баха:

1. Органная фантазия ля минор. Исполнитель — артист оркестра народных инструментов Новосибирской государственной филармонии под управлением Гусева – Дмитрий Тимофеев (баян).

2. Песня «За рекою старый дом». Исполнил младший хор Детской школы искусств № 18, руководитель О.В. Чернышёва, концертмейстер Ю.А. Савченко.

3. Бранденбургский концерт № 1, часть 2 в переложении для рояля в 4 руки: фортепианный дуэт Э. и А. Полонские.

4. Двухголосная инвенция ля минор: Мария Титенко, ученица 3 класса Дет. школы искусств № 18.

5. Двухголосная инвенция фа минор: Артём Сундуков, ученик 3 класса Дет. школы искусств № 20.

6. Двойной клавирный концерт для двух клавиров и струнного оркестра до минор. Исполнители: Э. и А. Полонские, струнный квартет «Фаэтон» — С. Промое, А. Новожилова, Г. Майорова, Г. Ерёменко.

7. Две рождественских песни. Хор Детской школы искусств № 25. Хормейстер Т.А. Решетникова, концертмейстер И.Р. Кофлер.

8. Шутка. Фортепианный дуэт Э. и А. Полонские.

9. Бах — Зилоти. Прелюдия си минор. А. Полонский.

10. Ария из «Магнификата». Ольга Колобова (солистка НГАТОиБ), концертмейстер Э. Полонская.

11. Фрагмент из «Страстей по Матфею» (в переложении для двух роялей). Дуэт Полонских.

12. Песня «Не печалься». Ольга Колобова и Эльвира Полонская.

13. Бах — Гуно. Аве Мария. Ольга Колобова — Эльвира Полонская.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.