Когда радость будущему живет в сердце, тогда каждое преграждение есть лишь ступень к восхождению. Мир Огненный, ч.3, § 239 |
21 января исполнилось 110 лет со дня рождения русского художника-космиста — Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого. К юбилейной дате этого замечательного художника 24 января в новосибирском Музее Н.К. Рериха открылась выставка его картин из частного собрания (г. Москва), дополненная репродукциями и названная «Мастер прозрачности». На выставке представлены 60 оригинальных работ Смирнова-Русецкого, выполненных большей частью пастелью, и семь репродукций. Б.А. Смирнов-Русецкий оставил огромное наследие — согласно данным Г.В. Галутвы, более 2000 картин и не менее того этюдов, он является автором более 40 циклов картин. Идея существования тесно связанных и неразрывных друг от друга мира земного и мира надземного составляла стержень мировоззрения Смирнова-Русецкого, последователя философских идей Рерихов, которым художник был верен всю жизнь. Из рук Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих он одним из первых в России получил книги Учения Живой Этики. В июне 1941 года Смирнов-Русецкий был арестован, за «связь с русским эмигрантом Рерихом» и «антисоветскую пропаганду». Получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей, после отбывания срока была ещё ссылка. Суммарно Борис Алексеевич был лишён свободы в течение 15 лет. В «Следственном деле Б.А. Смирнова» есть такие слова Бориса Алексеевича, отвечавшего на вопросы следователя, после того, как их творческая группа художников-космистов «Амаравелла» была подвергнута преследованиям: «Наша цель — завязать сношения с Индией, где сейчас живёт Рерих; Рерих — подлинный наш Учитель, и мы, участники того круга, с которым Рерих встречался, будучи в Москве в 1926 году, до сих пор ему верны». Мероприятие в Музее Н.К. Рериха не осталось незамеченным новосибирцами, ведь Борис Алексеевич не однажды бывал в нашем городе с выставками своих полотен. В те дни Борис Алексеевич познакомился с учёными, многими деятелями культуры Новосибирска. В архивах Н.Д. Спириной имеется фотография, на которой в её квартире в кругу гостей за оживлённой беседой мы видим и Б.А. Смирнова-Русецкого. Среди людей, пришедших 24 января на открытие выставки, были и те, кто запомнил работы Смирнова-Русецкого в те далёкие семидесятые годы. Приветствуя гостей, В.Г. Герман сказала о том, что на открытии выставки мы всегда узнаём что-то новое о художнике и через его работы, и по воспоминаниям друзей. Из Москвы специально к этому событию приехали друзья художника — Игорь Михайлович Зенкин с супругой Ниной Антоновной, близко знавшие Бориса Алексеевича.
Игорь Михайлович провёл небольшую экскурсию по выставке, сопроводив её своими стихами, родившимися под впечатлением образов, отображённых художником в своих полотнах. Ещё одну экскурсию провёл Сергей Владимирович Николаев, который в своё время прошёл вместе с художником по Ладожским местам, помогал организовывать выставки его картин в Санкт-Петербурге. После официальной части посетители ещё долго ходили по залу, обсуждая работы мастера, его умение передать людям своё особое видение в восприятии окружающего мира. Приглашаем и вас, дорогие наши читатели, посетить выставку «Мастер прозрачности». В Музее Н.К. Рериха в Новосибирске она будет находиться до 1 марта. Подробнее ознакомиться с творчеством группы "Амаравелла" можно на сайте, созданном Зенкиными, - http://amaravella.ru/. | |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.