Делите все на четыре части: первая – Высшему, вторая – Общему Благу, третья – ближнему и четвертая – себе. Но придет час, когда останутся только три части, ибо четвертая будет поглощена второй. …Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей. Мир Огненный, ч.2, 457 |
2015 год для сотрудников Мемориального дома-музея Н.К. Рериха на Алтае начался с активной выставочной и педагогической деятельности. Во многих сёлах развёрнуты передвижные выставки из фондов СибРО, с учащимися местных школ по договорённости с педагогами проведены внешкольные занятия на темы отечественной истории и искусства.
В феврале новые выставки были открыты в Усть-Коксе (в библиотеке и техникуме), Гагарке (в клубе), Мульте (в школе и в клубе), Верх-Уймоне (в школе и клубе). В самом Музее Н.К. Рериха разместилась выставка репродукций М.П. Чевалкова, посвящённая героическому эпосу и сказкам А.С. Пушкина.
Поделимся фотографиями выставок и фрагментами писем-репортажей февральской «алтайской вахты». |
|
"Русь богатырская" и портреты полководцев
Развеска героической серии картин Н.К. Рериха
"Русь богатырская"
|
Елена Сапункова: «В Усть-Коксинском техникуме отраслевых технологий была открыта выставка "Русь богатырская". Вместе с "Богатырским фризом" Н.К. Рериха там размещены портреты знаменитых полководцев. В техникуме ребята учатся в основном после окончания 9 класса. На открытие многие ребята пришли после урока физкультуры, и поначалу им трудно было сосредоточиться, но скоро они уже слушали внимательно. Завершилось открытие выставки показом фрагментов документального фильма "Герои известные и неизвестные"».
Сергей Сапунков, преподаватель истории, проводивший занятия со старшеклассниками:
«Выставки на героическую тематику разместили в Верх-Уймонской школе и в техникуме в Усть-Коксе. В обоих местах нам предложили провести открытие. Это важно, поскольку у детей появляется возможность "дотянуться" до содержания картин, до замысла автора. Это могут делать и педагоги на местах. К примеру, Ирина Степановна, географ и обществовед, дала задание на урок детям по картинам "Шедевры русской классики" — и картины "заговорили"».
[Речь идёт о выставке "Шедевры русской классики" в Верх-Уймонской школе, об этом мы писали ранее. - Ред.]
«Тема запланированных занятий в Музее Н.К. Рериха неожиданно удачно состыковалась с темами новых выставок в Верх-Уймоне и Усть-Коксе. Рассказывая детям о Беловодье, я приводил пример, что в легенде о Китеже люди называли его жителей общиной народных героев-богатырей. И не просто потому, что они помогали людям и умели делать то, что не могли другие. Герои они, прежде всего потому, что победили в себе "слабости", этих маленьких чудовищ, мешавших людям стать сильными, многое узнать и понять.
Открывая героическую выставку "Русь богатырская" в нашем Верх-Уймонском клубе, было очень приятно услышать, как один из детей вспомнил занятие о Беловодье».
|
|
|
|
Людмила Толстихина, проводившая занятия с ребятами из младших классов и детского сада:
«Главная цель занятия — посредством разных видов искусства прикоснуться ещё раз к сказкам А.С. Пушкина, чтобы дети получили от этого удовольствие, эстетическое удовлетворение. Поговорили о Музах и их сотрудничестве, о Красоте и о той морали, которая заложена в сказках. Рассмотрели картины Чевалкова по сказкам Пушкина. Мульт-викторина прошла гладко, интересно, и, конечно, очень оживила занятие. Может быть, будет ещё продолжение.
Мои занятия прошли в условиях прямо-таки идеальных. Все приходили на последний урок, никуда не спешили, это было замечательно. Дети прекрасно знают сказки Пушкина, третий класс всё порывался читать их наизусть. Все активные, заинтересованные, совсем не было скучающих. Одного ребёнка с занятия родители забрали, так он на следующий день пришёл с другим классом, а потом ещё остался смотреть мультфильм "Сказка о царе Салтане". В общем, дети оставили самое хорошее, самое приятное впечатление. Я думаю, что им повезло с педагогами, которые смогли и коллектив сформировать, и поддерживать у детей такую живую активность и интерес ко всему. Совсем нет вялых, скучающих, циничных детей.
Учительница третьего класса спросила, нет ли у нас какого-нибудь фильма к 23 февраля, они бы с удовольствием пришли. А у нас нет фильма на их возраст, который мы ещё не использовали на занятиях. Поэтому я им предложила прийти в клуб на выставку "Русь Богатырская". Сергей Реомирович согласился провести с ними беседу в клубе».
...И ещё немного фото
|
|
|
|
Мы не раз писали в наших новостях о достижениях Никиты Арляпова, ученика Верх-Уймонской школы, который занялся исследованием эффекта муара под руководством Михаила Сергеевича Бугаева, кандидата физико-математических наук, приехавшего из Челябинска по приглашению СибРО.
25 февраля в Верх-Уймонской школе прошла линейка, на которой директор школы Татьяна Ильинична Ничкова рассказала о достижениях ребят на научной конференции в Горно-Алтайске. Отдельно было вновь сказано о старшекласснике Никите Арляпове, полученных им грамотах и о том, благодаря кому всё это состоялось. Мама Никиты отдельно поблагодарила Михаила Сергеевича за помощь её сыну. Михаил Сергеевич также выступил в ответ перед ребятами.
|
Выставка в клубе села Гагарка |
|
|
|
|
Открытие выставки, посвящённой
|
В Мультинской школе разместилась выставка "Шедевры русской классики" |
|
|
В Мультинском клубе открылась
|
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.