Не нам судить, кто больше или меньше сделал, важен тот внутренний огонь, который мы вкладываем в исполнение порученной нам работы. Рерих Е.И. Письмо от 17.08.1934 |
17 марта в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске открылась выставка картин Дарьи Головань «Шёлковый путь акварели. Я люблю тебя, Алтай». В экспозиции представлены сорок пять работ, выполненных на шёлке в технике акварели, и несколько картин — на папирусе и бумаге. Это третья выставка, на которой экспонируются картины Дарьи. Первые две проходили в частной картинной галерее «Кармин» (г. Барнаул) и в Новосибирском государственном краеведческом музее. Её работы находятся в постоянной экспозиции в галерее, которая построена в селе Аскат на усадьбе семьи Головань. В галерее представлены работы трёх поколений художников, в том числе деда и отца Дарьи (о них мы писали чуть раньше), и эта усадьба считается уже одной из достопримечательностей Горного Алтая.
Живописная природа Алтая влечёт к себе тысячи путешественников, а людей, склонных к творчеству, она вдохновляет на создание художественных образов. В лоне красоты и величия Алтая создаёт свои произведения и Дарья Головань. Шёлк, на котором получают своё второе рождение белоснежные горные вершины, вобравшие в себя небесную синь озёра, цветы во всём своём многообразии, придаёт краскам особую яркость, насыщенность и свечение. Картины Дарьи Головань приобретают туристы, путешествующие по Горному Алтаю, в числе которых известные в нашей стране политики и деятели. Художница с радостью делится своей любовью и восхищением Алтаем, это вдохновляет её и на дальнейшее творчество. купить альбом Дарьи Головань на сайте knigisibro.ru | |
Общение Дарьи с посетителями Музея Н.К. Рериха было длительным и живым. Художница рассказала: «К этой технике (акварель по шёлку — ред.) я пришла 14-15 лет назад, раньше работала масляными красками. Акварель — сложная техника, она капризная, она растекается, но её уникальность заключается в нежности и прозрачности. В сочетании с материалом акварель превосходит все ожидания. Каждый раз, замышляя сюжет и выполняя его на каком-то определённом цвете шёлка, получаю иногда такое, что я, честно, сама в каком-то замешательстве. Картина становится живой и объёмной. У меня предположение, что всё это, конечно, даёт шёлк, его разные оттенки, а также тонкость линий, для работы над которыми нужно проявлять усидчивость. Конечно, прорисовка даёт именно такой интересный эффект, который многие сравнивают с фотографической точностью. Но когда присматриваются, понимают, во-первых, что все планы проработаны, в отличие от фотографии, во-вторых, там есть всё-таки и какая-то доля моего участия — большая или маленькая. Картину я пропускаю через себя, даю свою любовь к Алтаю этому сюжету, и с помощью шёлка он становится живым и светящимся изнутри. Я не сразу пришла к шёлку. Несколько лет я расписывала камни, которые собирала на Катуни, на них хорошо ложится акварель. Задействовала грибы трутовики, которые растут на берёзах, писала на разных спилах дерева. По бумаге акварелью рисовать не просто, а по шёлку она растекается ещё больше, чем на других опробованных материалах. Работая с шёлком, необходимо брать полусухую акварель, не торопиться, не спешить и накладывать линию за линией без суеты. И всё это делать аккуратно и медленно. Вначале был приобретён чёрный и коричневый шёлк, но со временем я разнообразила цвет — беру голубой, розовый, сиреневый, серый, кремовый, белый. В зависимости от самого фона ткани подбираю сюжет. Знаю, что на сиреневом красиво смотрится закат, на розовом шёлке очень красивое сочетание с цветущим маральником. При бирюзовом цвете ткани, как на картине с горным озером, небо очень красиво оттеняет белые горы. Казалось бы, такого цвета неба в реальности не может быть, но смотрится оно гармонично и глаз не режет. И вот такие интересные моменты получается уловить в самом цвете шёлка и в самой картине. Хочу добавить, что, с каким бы материалом ни работала – папирус, шёлк, дерево, камень, — стараюсь максимально обыграть структуру, основу. Сам сюжет — это, конечно, интересно, но важно подчеркнуть и тот материал, с которым работаю. В данном случае у меня больше картин представлено на шёлке. Это, пожалуй, моя любимая техника. В итоге у меня получилась как бы шелкография в сочетании с техникой гиперреализма, и вместе, наверное, это какое-то отдельное направление. Многие посетители галереи в Аскате говорят, что такого нигде не видели, хотя много где путешествуют. Так я приятно удивляю окружающих и наших гостей. То, что мы с вами сейчас видим, — это труды многих лет, и сначала не всё так получалось. У меня профессионального образования нет, я художник-самоучка. Именно Алтай дал мне свои силы в помощь, чтобы реализовать творческие наклонности. Что-то внутри есть у каждого, важно эти творческие способности развивать». Выставка работ Дарьи Головань будет работать до 10 апреля. | |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.