Не будем требовать, чтобы все люди одинаково думали. Хорошо, если они различают, где Свет и где тьма. Мир Огненный, ч.1, 220 |
14 марта в Музее Н.К. Рериха состоялся музыкальный вечер. Его открыла Эльвира Полонская: "1819 год подарил миру двух музыкальных гениев — поляка с французской фамилией Фредерика Шопена и немца Роберта Шумана. Эти два гения принадлежали одной романтической эпохе, и суть их творчества — это безбрежный мир тончайших человеческих переживаний. Что их ещё больше объединяло — это любовь к фортепиано, их можно назвать гениями фортепианной музыки. И сегодня в программе фортепианная музыка Шопена в первом отделении и Шумана — во втором".
|
|
Расим Мехдиев
|
"...Вы спросите: были ли знакомы Шопен и Шуман, как относились друг к другу? Отвечу: Шопен для Шумана был высшим идеалом фортепианного письма, он первым угадал гениальность Шопена, провозгласив: «Шапки долой, господа, перед вами гений!»
Их знакомство их состоялось в 1835 году, когда Фредерик приехал в Лейпциг с концертом. Шуман в своих записках пишет о Шопене лишь в восторженных словах, называя игру и музыку Шопена «совершенной и несравненной». В «Карнавале» он создал и музыкальный портрет Шопена, и одновременно композиторский памятник своего восхищения.
Странно, но Шопен, будучи романтиком, не любил романтизм. Для него что-то значили только два великих имени: Бах и Моцарт. Их он обожал. Потому и музыку Шумана, хотя исполнял, но относился к ней довольно прохладно. Шуману он посвятил и свою «Вторую балладу».
А ещё Фредерика Шопена и Роберта Шумана объединял патриотизм, и, если хотите, революционный настрой. Для Шопена его Польша была святыней. После прощания с Варшавой она всю жизнь хранил в кубке польскую землю.
Фредерик Шопен рассматривал музыку как особый язык, безграничный в своих выразительных возможностях. Романтическую музыку Шопен облекал в классические жанры и формы. Его прелюдии, этюды, скерцо, концерты, сонаты, экспромты, баллады, полонезы, мазурки, вальсы — подобный радуге мост между Польшей и миром.
Роберт Шуман был настоящим романтиком, его интересовало всё, что происходит на белом свете: люди, литература, политика. Обо всём он раздумывал, и затем это выплёскивается, находит своё выражение в музыке. Шуман боролся против рутины и застоя, пропагандировал всё талантливое. «Без энтузиазма в искусстве не создаётся ничего настоящего». Чуткий, глубоко мыслящий художник, он не мог не отзываться на зовы времени, не поддаться воздействию эпохи революций. Шуман был влиятельным музыкальным критиком. До 1840 года писал исключительно для фортепиано, позже создал много песен, симфонических и камерных произведений.
Творчество Шумана долго не находило признания на родине, замалчивалось прессой. Своеобразный музыкальный язык, новые образы, новые формы были непривычны для публики". Программа вечера была, как никогда, насыщена музыкой.
В первом отделении прозвучала музыка Фредерика Шопена.
Расим Мехдиев, студент Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова:
- Полонез ля бемоль мажор.
- Революционный этюд.
Наталья Тимофеева, преподаватель Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова:
- Баллада № 4.
- Вальс ми минор. Анатолий Полонский, лауреат международных конкурсов
- Ноктюрн фа минор.
- Мазурка ля минор.
- Вальс до диез минор.
|
|
|
|
Второе отделение было посвящено Роберту Шуману:
Дуэт Эльвира и Анатолий Полонские:
- Картины Востока.
Екатерина Полонская, студентка Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки, Анатолий Полонский (партия оркестра):
- Концерт для фортепиано с оркестром, часть 1.
|
|
|
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.