Великодушие сердца знает, что нет более достойного действия, как творить прекрасные отношения между друзьями. Рерих Е.И. Письмо от 28.09.1936 |
25 апреля в Музее Н.К. Рериха открылась выставка картин Бориса Александровича Овчинникова-Новочадовского «О Русь, открой прекрасное лицо». В экспозиции — тридцать девять произведений, шесть из них — репродукции. Они разнообразны по жанру — пейзажный, бытовой, портретный — и по технике: масло, темпера, пастель, уголь. Среди работ художника как станковая, так и декорационная живопись — более тридцати лет творчества он посвятил театру, создавая эскизы декораций и костюмов для спектаклей. Экскурсию по выставке провела дочь художника, Анна Борисовна Овчинникова-Новочадовская, а со сцены и перед открытием, и в дальнейшем во время рассказа звучали удивительно нежные и гармоничные звоны — особенный звук древнего инструмента «билы». Владеет этим инструментом Влада Якупова — замечательный музыкант, прошедший многолетнюю школу игре на колоколах во многих храмах России. | |
Один из мотивов экспозиции — Русь, величественная и бескрайняя. С любовью Борис Александрович пишет милые русскому сердцу просторы и человека — в его изображении столько правды и красоты. Для художника каждый человек — это восхищение. Земное и Небесное живут рядом. Картины «Заря с зарёй», «Храм сокрытый», «Поиски безмолвия», представленные на выставке, как символ вечной жизни и стремления человека к непреходящему.
А.Б. Овчинникова-Новочадовская, открывая выставку, сказала: «Позвольте поблагодарить организаторов выставки и всех, кто принял участие и предоставил возможность совершенно уникальному событию для творчества Бориса Александровича и для нашей семьи — вернуться на родину в Сибирь. Так сложились обстоятельства в жизни отца, что он ни разу больше не был на сибирской земле после того, как уехал отсюда 16-летним мальчиком. И поэтому то, что сегодня картины в Новосибирске, в Музее Н.К. Рериха, это совершенно удивительный дар».
Л.А. Толстихина рассказала о впечатлении, которое произвели картины Бориса Александровича на сотрудников музея: «Нас больше всего поразило необыкновенное жизнелюбие художника. Вся его жизнь с раннего детства была сплошной чередой тяжелейших и суровых испытаний. Но на картинах мы этого не видим, в них нет ничего мрачного, тягостного, гнетущего. Есть Свет, прекрасная природа, духовный поиск и светлое высокое состояние души. Через все испытания художник прошёл, не омрачившись душой, сохранив бесконечную любовь к жизни и красоте, радость жизни. Это спасало его в самых нечеловечески жестоких условиях. Удивительный дар Бориса Александровича — способность видеть красоту даже там, где никто её не видит, чувствовать вечную, божественную суть красоты. В каждом своём произведении он утверждает Жизнь.
С.Н. Рерих говорил, что картины создаются для будущего. В жизни ещё очень много негатива, но художник не имеет права фиксировать его на своих полотнах. Назначение художника в том, чтобы находить красоту и утверждать её. Всё творчество Б.А. Овчинникова-Новочадовского есть утверждение Красоты, в полном соответствии с высоким назначением художника». | |
| |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.