Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения. Знаки Агни Йоги, 52 |
В начале этого года в Музее Н.К. Рериха работала выставка Б.А. Смирнова-Русецкого "Мастер прозрачности". Весной она пропутешествовала в ГМИЛИКА (Барнаул), 19 мая открылась в Доме Учёных СО РАН, а в середине июня продолжит свой путь в Кемерово, в Дом художника. Всех желающих познакомиться с картинами знаменитого художника-космиста до закрытия выставки в Академгородке приглашаем посетить Дом Учёных. А в нашем материале - рассказ о том, как проходило её открытие в Доме Учёных. | |
19 мая в Доме Учёных СО РАН прошло открытие выставки художника-космиста Б.А. Смирнова-Русецкого. С сотрудниками Дома учёных Музей Н.К. Рериха дружит давно, и это уже не первая выставка, на открытие которой нас приглашают. Неоднократно и мы размещали там свои выставки. Смирнов-Русецкий — художник редкого направления – космического, и выяснилось, что многие, пришедшие сегодня на выставку, именно необычностью тематики запомнили Бориса Алексеевича ещё с 1975 года, когда проходила первая выставка работ художника в Академгородке. Просто поразительно было слышать воспоминания посетителей, их впечатления о картинах, которые они видели сорок лет назад. Запомнили даже названия любимых произведений. Было интересно и приятно общаться с людьми, благожелательно настроенными к творчеству Смирнова-Русецкого и с нетерпением ждущих новой встречи с работами, которые когда-то так поразили их воображение. И эту встречу с картинами они воспринимали, как встречу со своей молодостью. Картины были размещены в выставочном зале Дома Учёных, который сами сотрудники любовно называют: «Картинная галерея». Зал очень тёплый и уютный, в нём много света и простора, и картины там смотрелись просто потрясающе! Они так сияли красками, привлекали к себе внимание своей прозрачностью, тонкостью и ажурностью линий… и подолгу не отпускали от себя восхищённых посетителей. Мы, сотрудники Музея Н.К. Рериха, а нас было несколько человек, сами любовались картинами, будто видели их впервые. Открыла выставку заведующая выставочным залом Бич Ирина Викторовна: «Здравствуйте, дорогие друзья! Вот такое замечательное событие происходит сегодня в стенах выставочного зала Дома учёных… Смирнов-Русецкий — это художник, которого в Академгородке помнят, знают и очень ценят. Эту выставку принимают очень хорошо и в Новосибирске, и в Барнауле, и в Академгородке. И, я надеюсь, она ещё попутешествует по Сибири благодаря тому, что этим художником заинтересовался Музей Николая Константиновича Рериха в Новосибирске. Спасибо вам огромное за этот подарок нашим зрителям и всем, всем, кто тонко чувствует искусство. Художника, которого мы сегодня представляем, называют незаслуженно забытым автором. Глубокое искусство Бориса Смирнова-Русецкого поражает с первого же знакомства с ним. Он как-то сразу выделился на фоне множества других авторов. Художник предан своему искусству настолько, что любой, кто соприкасается с его произведениями, это очень тонко чувствует. Конечно же, сейчас перед нами – настоящие шедевры. Я думаю, что мы должны преклоняться перед мастерством художника Бориса Смирнова-Русецкого и мечтать, чтоб у нас появились его последователи и настолько же тонкие, одухотворённые художники. Мы должны поблагодарить за эту выставку владельца, коллекционера Игоря Михайловича Зенкина, и я прошу передать нашу огромную благодарность за то, что мы получили возможность выставить её в наших залах». Мы заверили Ирину Викторовну, что с большой радостью передадим эту благодарность. Рассказали посетителям об истории этой выставки, как к нам попали картины, и как произошло знакомство с удивительными людьми — супругами Игорем Михайловичем Зенкиным и Ниной Антоновной Полищук. А произошло знакомство в августе 2014 года на Алтае, в селе Верхний Уймон, где имеется мемориальный Дом-Музей Николая Константиновича Рериха. При дальнейшем разговоре с новыми знакомыми оказалось, что они были близкими друзьями художника Смирнова-Русецкого, с творчеством которого сотрудники Музея были хорошо знакомы. Встреча Игоря Михайловича и Нины Антоновны с художником произошла в далёких 70-х годах, когда они пришли на выставку его картин, открывшуюся в Москве, и с тех пор они дружили, принимали участие в проведении выставок, оказывали помощь Борису Алексеевичу в каких-то сложных жизненных ситуациях. После ухода из жизни Смирнова-Русецкого в августе 1993 года Игорь Михайлович и Нина Антоновна уже сами проводили выставки картин, которые художник передал своим близким друзьям. Но сейчас супруги в таком возрасте, когда им уже это не под силу это делать - и, к их большой печали, последнее время картины находились дома, не выставлялись. С большой радостью Игоря Михайлович и Нина Антоновна передали на экспозицию в Музей Н.К. Рериха в Новосибирске свою коллекцию. И сейчас эти картины увидят люди в музеях нескольких городов Сибири. Потом были беседы с посетителями, ответы на их вопросы, воспоминания о встрече с самим художником в далёком 1975 году. В такой тёплой, дружеской атмосфере завершилось это мероприятие — открытие выставки картин Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого в картинной галерее Дома Учёных в Академгородке. Т.П. Осипова | |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.