Лучше недосказать, нежели переполнить и довести до предательства. Братство, 211 |
25 июля 2015 года в Музее Н.К. Рериха открылась выставка самобытного художника из Тайваня Чэн Чжэнь-вэня.
| |
* * *
|
ОТКРЫТИЕ ВЫСТАВКИ
Здравствуйте, дорогие друзья и наши уважаемые гости! Сегодня мы открываем выставку «Виртуоз тайваньской акварели». Вы познакомитесь с работами самобытного художника из Тайваня Чэн Чжэнь-вэня.
Многие из присутствующих помнят работы другого тайваньского художника профессора Куо Мин-фу, который вместе со своей семьёй в сопровождении Владимира Никишина — искусствоведа из Москвы были гостями музея в июне прошлого года.
И вот благодаря Владимиру Никишину мы знакомимся с работами ещё одного мастера, живущего на этом же прекрасном острове. И сам мастер, и Владимир Никишин собирались приехать к нам в Сибирь. К сожалению, все пертурбации, связанные с идущим кризисом, к огорчению обеих сторон, сказались на этих планах и намеченный ранее визит отменился. И эту выставку мы открываем в Музее Н.К. Рериха без присутствия автора работ.
Картины этого художника настолько оригинальны и неповторимы по технике исполнения, что мгновенно расходятся в среде ценителей живописи. 26 работ, представленных в музее, — это авторские репродукции, они печатались под контролем мастера, и после выставки эти работы вернутся на Тайвань.
Чжэнь-вэню чуть больше полувека, он родился в 1964 году. Его семья не была обеспеченной, потому путь свой и в жизни, и в живописи мастер Чэн пролагал сам. Из того, что нам известно о художнике, можно сказать, что признание к нему пришло не сразу.
И временами, когда он терял надежду на успех, он всегда получал поддержку от своей супруги. В своих интервью художник это подчёркивает.
Владимир Никишин так описывает встречу с картинами мастера Чэна, посетив выставку современного искусства в столице Тайваня Тайбэе: «Проходя мимо одного из павильонов, я невольно замедлил шаг, ошеломлённый великолепным по исполнению образом пожилой женщины. Один за другим моему взору предстали удивительные по реалистичности акварельные натюрморты и портреты тайваньских стариков».
По счастливой случайности художник присутствовал на выставке в день её открытия». Так состоялось их знакомство. Никишин отмечает, как к художнику подходили люди, уважительно приветствуя его обращением «лаоши», что значит учитель. * * *
Изначально со студенческих лет он не был подвержен влиянию других, у него был свой взгляд на искусство, на то, как он должен писать картины.
Творческий поиск – необходимая составляющая жизни художника, и спустя годы он действительно обрёл самобытность, одновременно работая в нескольких направлениях – таких, как пасторальный сюжет и натюрморт, анималистика и портрет.
По мнению мастера Чэна, лучше создать три шедевра за десять лет, чем сделать десяток посредственных картин за год. Однако, вопреки подобной «арт-калькуляции», художнику удаётся ежегодно написать не менее десяти прекрасных акварелей довольно крупного формата. И, что особенно важно отметить, художественное качество новых произведений отнюдь не страдает от количества, а становится всё более высоким. Его мастерская техника акварели заметно выделяется на общем фоне современного искусства, что уже не раз подтверждалось итогами международного салона «Art Revolution Taipei» (A.R.T.) в Тэйбее.
Искреннее и чистое творчество берёт свои истоки в деревне, где когда-то вырос художник. Именно там он иногда встречается с добродушными сельчанами – пожилыми тружениками, которых мы видим на его картинах. Он по-прежнему духовно близок к родной земле.
Каждая картина Чэна вызывает ощущение умиротворения и радости, подобные чувства возникают и при общении с этим человеком.
Стоит отметить, что уже несколько лет успешно действует арт-студия в Синьчжу, где под руководством мастера Чэна работает группа художников.
Посетителей выставок мастера Чэна впечатляют монументальные портреты неизвестных тружеников села. Жизнь земледельцев — кормильцев Тайваня — уже в течение долгих лет вызывает творческий интерес и восхищение художника. Он фокусирует внимание не только на лицах, но и на руках этих трудолюбивых людей. Именно простым жителям деревни он посвятил свои произведения, рождённые в процессе продолжительной работы в студии.
Среди них запомнилась яркая серия женских образов, получившая условное название «Матери Тайваня». При этом удивляет выбор модели: прелестной юности художник предпочёл седину пожилых женщин, красота которых подчёркнута нарядным головным убором или же, наоборот, скрыта полутенью. При всём отличии европейской масляной живописи от китайской акварели мастер Чэн в своей авторской технике добился высокой точности тональных градаций и чёткости в передаче деталей лица модели – старческой улыбки, глубоких морщин, проявленных солнечным светом. Мягкий расфокусированный фон придаёт портрету бóльшую резкость, отчего возникает ощущение сверхреалистичности.
Творчество художника многогранно и после созерцания портретов можно обратиться к цветам — точнее сказать, к образам растений в искусстве мастера Чэна. Увлечение художника прикладной ботаникой приносит плоды и в искусстве акварели. Картины, написанные им за последние годы, отличает естественное погружение в многоцветие крупным планом, сравнимое с макрофотосъёмкой. Мастер Чэн передаёт разные стадии жизни растений – от созревания до увядания. В новой серии художник запечатлел нежнейшие оттенки благоухающих лепестков китайской розы во время полного раскрытия цветка. Цветок гибискуса как будто парит в воздухе. Здесь мы видим именно виртуозно переданную художником внутреннюю красоту, яркий образ растения, а не классический натюрморт. Подобные картины очаровывают цветом, они будто магнит притягивают зрителя, вызывая тёплые чувства, особенно у женщин. Благодаря творческой силе кисти художника зрители имеют возможность лицом к лицу соприкоснуться с чарующей гармонией природы. Авторское название картины играет особую роль и «портреты цветов» иногда получают необычные имена – например, «Улыбка» или «Танец», а ягоды винограда – «Сокровище», что придаёт произведениям дополнительную прелесть.
Искусство акварели традиционно для китайской культуры и естественным образом воспринимается на Тайване. Как и во всём регионе Восточной Азии, акварель и поныне уверенно сохраняет здесь прочные позиции, по своей важности не уступая масляной живописи. Можно согласиться с мнением некоторых тайваньских критиков, что мастер Чэн действительно вдохнул свежее дыхание в современный реализм. Чистое искусство Чэн Чжэнь-вэня визуально обогащает людей, принося им радость и душевный покой. Это – чувства, знакомые счастливым обладателям его картин. Его произведения получали широкое признание на многих арт-салонах и достойно представляют современное тайваньское искусство на выставках не только на самом острове, но и за его пределами. В 2014 году Чэн Чжэнь-вэнь на международном конкурсе акварелистов во Франции был награжден золотой медалью за свою картину «Мать Тайваня» (2013).
Владимир Никишин убеждён, что выставкой в Новосибирске открыт новый этап в творческой жизни художника. В текущем 2015 году помимо выставки в Сибири, мастер Чэн принял участие в международной выставке акварелистов в Мексике и принял приглашение на международную выставку акварели в Санкт-Петербурге.
Художник Чэн Чжэнь-вэнь程振文выражает особую благодарность всем сотрудникам Музея Н.К. Рериха в Новосибирске 西伯利亞羅維奇博物館 за предоставленную возможность проведения выставки в Сибири и признательность за содействие в её подготовке искусствоведу Владимиру Никишину 倪道紀 (Россия) и госпоже Доу Ху Чинг 竇蕙芩 (Тайвань).
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.