Что может быть возвышеннее, нежели устремление ко благу и добру? Надземное, § 850 |
1 сентября, в День Знаний, среди посетителей музея Н.К. Рериха была группа первоклассников в сопровождении родителей. Эти маленькие посетители особо запомнились сотрудникам музея своей активностью (в плане ответов на задаваемые вопросы) и «зрелостью» суждений. Поприсутствуем незримо и мы на экскурсии, которую провела Л.А. Толстихина этим любознательным гостям, делающим первые шаги в мире знаний: «Здравствуйте, дорогие друзья-первоклассники, а также и родители! Поздравляем вас с Днём Знаний, с началом вашей новой, школьной, жизни. Желаем, чтобы она была интересной, увлекательной, чтобы учёба доставляла вам только радость и ни в коем случае — никаких огорчений, чтобы в школе вы встретили много новых хороших друзей, а учителя были добрыми. Мы рады, что в первый свой школьный день вы пришли к нам, в музей Н.К. Рериха. Н.К. Рерих — известный художник, он написал много прекрасных картин. Но он ещё и учёный. Всю свою жизнь Николай Константинович путешествовал, побывал во многих странах, изучал жизнь разных народов, их мудрость. Ещё он повсюду записывал сказки, ведь сказки — это не только увлекательные истории для маленьких детей, они бывают очень мудрыми. Иногда сказки полезно читать и взрослым. Можно сказать, что Красота и Знание были двумя самыми главными словами в жизни Николая Константиновича. Он считал, что Знание и Красота могут сделать жизнь всех людей на Земле счастливой, как в сказке». После просмотра фильма «Сказ о художнике Николае Рерихе» экскурсовод продолжила путешествие по музею: «Что любил рисовать Н.К. Рерих? Он изучал, а затем изображал на картинах жизнь древних людей, которые жили давным-давно. Они жили свободно среди красивой природы, никуда не спешили. Они думали, что небо, земля, реки живые и обращались к ним за помощью и советами. Помните, как в сказке о мёртвой царевне королевич Елисей ищет невесту и просит «месяца ясного» и «красно солнце» помочь ему в этом? Вот и на этой картине (Н.К. Рерих. «Знамение») человек задал небу какой-то важный вопрос и ждёт, что же небо ответит ему, какие знаки оно подаст в своих облаках? Вот другая картина, попробуем её разгадать. Кто плывёт на лодках-ладьях? Как вы думаете, куда и зачем плывут эти люди? Они добрые или злые? Вы, конечно, все умеете читать. Давайте прочитаем название картины — «Заморские гости». Что значит «заморские»? Люди, которые живут далеко, за морем. «Гости» — значит, что их пригласили и ждут. Но они плывут в доспехах, со щитами, с оружием. Их позвали, чтобы они защитили от врагов. Вот мы с вами и разгадали картину. Что мы видим в этом зале кроме картин? Скульптуры. Картины рисует художник. А кто создаёт скульптуры? Скульптор. Все они сделаны из специальной глины Алексеем Леоновым, он живёт в Киеве. Вот скульптура «Николай Рерих — молодой художник», а это бюст Н.К. Рериха. Бюст — это изображение головы и верхней части тела человека (по грудь или по пояс). Что же ещё любил рисовать Рерих? Горы. Как вы думаете, почему? Потому что они бывают очень красивые. А что художники ценят больше всего в жизни? Как раз — красоту. Знаете, какие горы на Земле самые высокие? Гималаи. Говорят, что за самыми высокими горами находится чудесная страна, где живут мудрецы и даже волшебники, которые могут творить любые чудеса. У них нет волшебной палочки и никаких волшебных предметов, никакой магической силы. Какой же силой они совершают эти чудеса? Знанием. Они обладают такими знаниями, каких нет ни у одного обычного человека. Эти знания позволяют им творить настоящие чудеса. Но не только знания. Есть ещё огромная сила, может быть, даже сильнее знаний. Давайте снова вспомним наши мудрые сказки. Как королевич Елисей оживил мёртвую царевну? Силой любви. Любовь — самая могучая сила. Те волшебники, которые живут за высокими горами, очень добрые и всех любят. Любовь даёт им силу совершать чудеса. Но почему же они скрываются за высокими горами? Почему скрывают от людей свои знания? Потому что мало любви среди людей. Потому что люди воюют и убивают друг друга. Если эти знания попадут к какому-нибудь злодею, на что он их употребит? На то, чтобы сделать какое-нибудь самое разрушительное оружие и стать властелином мира. Но когда на земле прекратятся войны, эти знания будут открыты людям. Представляете, какую счастливую жизнь можно будет тогда устроить на Земле? Даже в пустынях будут цвести сады. Не будет никаких болезней, люди будут жить мирно и дружно. Святой Сергий Радонежский (рассказ у репродукции одноимённой картины Н.К. Рериха). Он один из таких людей, которые силой своей огромной любви творят чудеса, помогают многим людям. Он держит в руках храм. Это наша Родина — Россия. Он её охраняет…» Юные посетители проявили большую активность и ответили на разные вопросы экскурсовода, так, у картины «Заморские гости» они самостоятельно определили, что на ладьях плывут викинги, добавив при этом, что они добрые. На вопрос, почему же мудрецы-волшебники, которые живут высоко в горах, не раскрывают людям все свои знания, дети ответили, что знания могут быть направлены людьми на зло. А Матерь Мира закрыла своё лицо, потому что на земле много войн и зла. Первоклассники быстро запомнили один из символов Знамени Мира — Любовь, Красота и Знание и у картины Л.Р. Цесюлевича «Николай Рерих» сказали, что ларец, который Николай Константинович принёс людям, это Знания, Красота и Любовь. Затем состоялось вручение подарков, которые детям приготовили их родители. Закончилась встреча у Колокола Мира. Каждый ребёнок смог ударить в колокол, и его звучание в этот день стало своеобразным гимном Знанию. |
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.