Правильно, чем ближе к Богу, тем меньше осуждения. Рерих Е.И. Письмо от 17.10.1935 |
25 октября 2015 года в Музее Рериха в Новосибирске состоялось очередное мероприятие — «круглый стол» Сибирского Рериховского Общества.
Ежемесячно на «круглые столы» СибРО собираются от 100 до 150 человек, изучающих рериховское наследие, из Сибирского, Уральского и других регионов страны. Мероприятие также посещают жители Новосибирска и области. Осуществляется его интернет-трансляция.
«Круглые столы» СибРО посвящены творческому, философскому и культурному наследию семьи Рерихов и их ближайших последователей, проблемам Рериховского движения на современном этапе.
Программа «круглого стола» 25 октября включала:
1) выступление Наталии Дмитриевны Спириной в аудиозаписи «Николай Константинович Рерих о Культуре» — фрагмент радиопередачи из цикла «Беседы о Живой Этике», 1990 г.;
2) два доклада: «Россия — мессия грядущего дня» Т.Г. Шумеевой и «Духовный подвиг Святослава Рериха» Н.Ф. Васильковой;
3) два видеосюжета: «К Дню Культуры» и «О Святом Сергии»;
4) информацию о новостях издательского центра СибРО «Россазия»;
5) информацию о событиях прошедшего месяца.
Вопросы, поступившие в СибРО, о наследии Рерихов и опубликованной на нашем сайте позиции СибРО по этому поводу послужили основанием для более углублённого разъяснения мнения СибРО. На «круглом столе» его зачитал С.А. Деменко.
Нет сейчас человека, изучающего Учение, который не испытывал бы тревогу за судьбу наследия Рерихов, хранящегося в Международном Центре Рерихов.
Своё отношение к происходящему Сибирское Рериховское Общество выразило, с учётом сложившейся ситуации, в опубликованном 7 октября сего года на сайте СибРО заявлении. Мнение нашей организации полностью поддержали и разделили дружественные Рериховские общества и группы, не один десяток лет тесно сотрудничающие с СибРО, а также новые друзья. Без участия СибРО эта позиция была также размещена и на сайте Общественной Палаты Российской Федерации.
Недавно к нам обратились бывшие сотрудники Сибирского Рериховского Общества Н. Жукова, Л. Осинцева, Р. Овчинников. Ссылаясь на Слово Н.Д. Спириной «Сверху виднее», они предложили СибРО пересмотреть позицию в отношении статуса музея МЦР. А вскоре, опубликовав это Слово на сайте «Адамант», они призвали всех, «кто признаёт духовный авторитет Наталии Дмитриевны Спириной, поддержать общественный статус Музея Н.К. Рериха в Москве». По сути, наши оппоненты в очередной раз публично заявили, что позиция СибРО идёт вразрез с тем, что утверждала Н.Д. Спирина.
Обратимся к тем, кто мало знаком с деятельностью нашей организации и кого это «воззвание» может смутить.
Да, Слово Наталии Дмитриевны «Сверху виднее», написанное в 1993 году, было такой мощи и силы, что не могло не дать следствий. С тех пор прошло свыше двух десятков лет. Вспомним слова Будды о том, что человек есть процесс. В своём развитии ничто и никто не стоит на месте — ни отдельный человек, ни сообщество людей, в процессе — все и всё.
С необыкновенной быстротой в МЦР прогрессировало специфическое понимание этических норм. Многое трансформировалось в духовных ориентирах Международного Центра Рерихов. Разве патент на Знамя Мира — Вселенский Символ Великих Учителей — не свидетельствует об этом? Или ряд других действий, объясняемых так называемой «защитой» рериховского наследия, как это понимается МЦР?
Открыто, решительно и очень определённо дали оценку этим деяниям руководитель СибРО и возглавляемая ею организация. Эти материалы опубликованы в спецвыпусках журнала СибРО 2002 и 2003 годов.
Через год после ухода Наталии Дмитриевны с земного плана со стороны МЦР последовало обвинение и её самой, и, естественно, СибРО в предательстве Дела Учителей — была проведена прямая параллель с Хоршами. Об этой акции тоже можно прочесть в спецвыпуске журнала «Восход», который называется «НЕ ЗАМАЙ!».
Очень часто Наталия Дмитриевна повторяла сотрудникам слова Будды о том, что каждое мгновение имеет свою необходимость. И это было не случайно. Она хотела, чтобы до рисунка на мозгу мы запомнили эту мудрость, которая должна руководить всеми нашими действиями, чтобы ни при каких обстоятельствах мы не увязли в мертвенности и догматизме. «Буква убивает, дух животворит» — эти слова также не раз упоминала Наталия Дмитриевна.
В 1993 году она встала на защиту воли С.Н. Рериха, передавшего наследие в Россию через Л.В. Шапошникову, и тем фактически помогла спасти это наследие от попыток его расхищения в условиях ТОГО государства и ТОГО времени.
Сегодня — совсем иное историческое мгновение, требующее не слепого повторения, не механического применения сказанного ею тогда, а глубокого понимания ситуации и поступков, вызвавших эту ситуацию.
Сегодня, как и тогда, мы озабочены одним — сохранением великого наследия в целостности. И реалии сегодняшнего дня диктуют свои условия. Невозможно Международному Центру Рерихов решить этот вопрос, продолжая вести войну с государством. Необходимо начать делать шаги навстречу, искать компромиссы в разработке мер, в которых были бы учтены условия сохранения наследия в его историческом доме — в Музее Н.К. Рериха на усадьбе Лопухиных. Именно такой выход из длящейся годами тупиковой ситуации предложил А.П. Лосюков, поэтому СибРО поддержало его идею о создании равноправного общественно-государственного партнёрства. Остаётся только сожалеть, что предложения теперь уже бывшего президента МЦР Александра Прохоровича Лосюкова для решения всех вопросов по дальнейшей судьбе и музея, и самой организации не были приняты нынешним руководством МЦР. Неизвестно, как будут развиваться события дальше, но исключить предположение, что всё может закончиться созданием обычного государственного музея, в котором, возможно, уже не найдётся места общественникам, теперь, увы, нельзя…
Подчеркнём, что наша главная забота — не статус музея, не характеристика действий МЦР, не анализ того, почему всё так произошло. Можем повторить: крайняя обеспокоенность СибРО касается спасения наследия. Все сокровища, находящиеся ныне в усадьбе Лопухиных, должны остаться на месте неделимыми и быть доступными как для посетителей, так и для исследований. Этим продиктована наша позиция.
В связи с вопросами сохранения наследия Рерихов активизировались многие процессы не только в рериховском движении, но и в организациях, желающих влиять на судьбу этого наследия. На разных уровнях обсуждаются новые формы объединения Рериховских организаций и музеев с целью координации их деятельности, рассматриваются варианты создания отдельных структур, увязывающих все вопросы, и т.д.
Отношение к этому Сибирского Рериховского Общества — независимой самостоятельной общественной организации, создавшей четыре музея (музеи Н.К. Рериха и мемориальные квартиры-музеи Н.Д. Спириной), — следующее.
На равноправных началах СибРО готово сотрудничать по самому широкому спектру вопросов, касающихся рериховских идей и рериховского наследия со всеми заинтересованными структурами — будь то государственные, общественные или частные музеи Рериха или другие культурные организации. Считаем, что объединяться нужно для осуществления конкретных культурных проектов, связанных с продвижением идей Рериха и требующих совместных усилий разных организаций. Такое объединение на общей и понятной для всех цели качественно скажется и на уровне сотрудничества.
Необычность наступившего времени, приближение человечества к каким-то рубежам чувствуют все. Несомненно, многие задают себе вопрос: «Мы, изучающие Учение, ЧТО ещё можем сделать в этот переломный момент мировой истории?».
Считаем, что усиление внутреннего единения, усиление сплочённости наших рядов, чистота помыслов и действий — те обязательные условия, которые позволят выдержать возрастающее напряжение и преодолеть все противодействия уходящего старого мира.
Свою поэму «Вестник», посвящённую Николаю Рериху, Наталия Дмитриевна Спирина завершает словами, обращёнными к каждому, кто занимается наследием Рерихов не по долгу службы, не в силу своих профессиональных обязанностей, но для кого изучение и распространение идей Великой семьи стало смыслом жизни:
Через какое-то время, в суждённые сроки,
О нём вдруг вспомнят,
Как вспоминали многих —
Забытых, оклеветанных и убитых
Героев духа...
И начнут его восхвалять,
И ставить ему памятники и монументы,
И писать о нём длинные трактаты,
Попутно искажая его идеи
И изображая его по своему образу и подобию.
Но теперь, в преддверии Светлого Века,
Мы, идущие его следами
И продолжающие его работу,
Не дадим исказить и разрушить
Красоту, которую он дал людям
Великой ценою собственной жизни.
И за нами встанут лучи Урана
И весь резервуар космических накоплений
И помогут в нашей священной битве
За утверждение Сокровища Мира,
Принесённого его руками
Во имя суждённой эволюции
Человечества земного
и человечества Вселенной!
Совет и сотрудники Сибирского Рериховского Общества,
27 октября 2015 г.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.