Лучше недосказать, нежели переполнить и довести до предательства. Братство, 211 |
14 ноября в Музее Н.К. Рериха прошла первая в этом сезоне встреча Музыкального лектория (ведущая - Эльвира Полонская). Вечер был посвящён теме импрессионизма в музыке и живописи и назывался “Лунный свет, или размышление о том, можно ли услышать живопись”.
14 ноября в Музее Н.К. Рериха открылся музыкальный сезон 2015/2016. Собравшихся в концертном зале приветствовала руководитель музыкального лектория «Выдающиеся имена мировой музыкальной культуры» Эльвира Полонская. В этот день слушателям была предложена тема «Импрессионизм в музыке и живописи». Импрессионизм (в пер. с франц. — впечатление) — направление в искусстве, которое зародилось во второй половине XIX века во Франции и наиболее ярко проявилось в живописи, где особое внимание уделялось передаче цвета и света. «Сегодня мы с вами погрузимся в мир необыкновенных впечатлений, — продолжила ведущая. — У мастеров импрессионизма получалось передать впечатления, мимолётные впечатления от увиденного или услышанного на холстах или в звуках. Им удавалось запечатлеть тонкие вибрации, едва осязаемые ощущения, неповторимые настроения. В одном случае получалась абсолютно новая живопись, а в другом случае — та же живопись, только музыкальная, звуковая. Сегодня вы просто насладитесь очень красивой музыкой и живописью. А в конце программы мы, быть может, с вами вместе сумеем понять — можно ли услышать живопись». Рассказ Эльвиры Полонской сопровождался показом на экране портретов художников-импрессионистов: Клода Моне, Поля Сезанна, Пьера Огюста Ренуара и других, а выступление музыкантов проходило на фоне картин, чередовавшихся на экране. В концертной программе исполнялась музыка двух ярких представителей импрессионизма — Клода Дебюсси и Мориса Равеля.
Концерт открыл студент Новосибирской государственной консерватории Евгений Зайцев (флейта), в его исполнении прозвучала пьеса Дебюсси «Сирингс». По изысканности и таинственности мелодии это произведение считают типичным примером импрессионизма. Известна и легенда, которая, по-видимому, легла в основу написания пьесы. Пан, древнегреческий бог полей, лесов и трав, был влюблён в прекрасную речную нимфу Сирингс. Любовь не была взаимной. Однажды, убегая от Пана, нимфа превратилась в тростник. Лесной бог сделал из него флейту, на которой играл печальные, но красивые мелодии в память о своей любви. Известное произведение К. Дебюсси «Лунный свет» исполнил пианист, лауреат международных конкурсов Анатолий Полонский. Эльвира Анатольевна отметила, что «композиторы точно так же, а может быть, и под огромным воздействием живописцев-импрессионистов, учились слышать свет и пытались в музыке передать и шелест листьев, и движение воды, и игру света». Следует отметить, что сам композитор возражал против зачисления его в импрессионисты и никогда не соглашался с этим термином в отношении своей музыки. Российский музыковед К.В. Зенкин так писал о его творчестве: «Многое действительно роднит Дебюсси с живописным импрессионизмом: самодовлеющая красочность неуловимых, текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная трепетность пространства. Не случайно Дебюсси считается основным представителем импрессионизма в музыке. Однако он дальше, чем художники-импрессионисты, ушёл от традиционных форм, его музыка устремлена в наше столетие гораздо глубже, чем живопись К. Моне, О. Ренуара или К. Писсарро». Наталья Тимофеева, преподаватель Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова, исполнила три прелюдии для фортепиано К. Дебюсси — «Паруса», «Менестрели» и «Фейерверк». О прелюдии «Фейерверк» Эльвира Полонская, цитируя известную французскую пианистку Маргариту Лонг, сказала: «Это произведение завершает цикл прелюдий К. Дебюсси (их у композитора — 24) и полно сверкающей виртуозности, открытого ликования, искрящегося блеска народного веселья. В неожиданно звучащих нескольких нотах “Марсельезы” возникает внезапная печаль конца праздника». Ещё несколько произведений Дебюсси исполнили преподаватели колледжа им. А.Ф. Мурова — прелюдия «Девушка с волосами цвета льна» (Ольга Артемьева, скрипка, Наталья Тимофеева, фортепиано) и пьеса «Золотая рыбка» из цикла «Образы» (Ирина Баженова, фортепиано). «Золотая рыбка» возникла как впечатление композитора от созерцания японского лакового панно, на котором были изображены золотые рыбки. Посетители лектория всегда с нетерпением ждут выступления фортепианного дуэта Эльвиры и Анатолия Полонских. В этот день в их исполнении прозвучала пьеса Дебюсси «В лодке» из его «Маленькой сюиты», вызывающей ассоциации с водной гладью, и пьеса «Послеполуденный отдых Фавна» (Фавн — божество у римлян, отождествлявшееся с греческим Паном). Премьера этого произведения, состоявшаяся в Париже в 1894 году, принесла композитору первый настоящий успех. Знакомство с музыкой Мориса Равеля началось с «Цыганской рапсодии» в исполнении учащейся Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) Марии Баевой-Кузнецовой (скрипка). Партию фортепиано исполнила Янина Койфман. Равеля считают мастером музыкального колорита, его музыка всегда удивительно человечна, её обаяние и пафос близки людям. Э. Полонская отметила: «В отличие от Клода Дебюсси — композитора-новатора — Мориса Равеля многое интересовало в музыке, но при этом он не был новатором. Равеля влекла стихия танца, и в этом отношении ему была очень близка Испания. Он побывал в Марокко, и в его творчестве появились ритмы джаза». В концерте также прозвучали произведения Равеля «Волшебный сад», «Разговоры Красавицы и Чудовища» (в исполнении фортепианного дуэта Э. и А. Полонских), «Благородный» и «Сентиментальный» вальсы (исполнители А.И. Кузнецова и А.П. Шугаев, преподаватели детской школы искусств №25), «Хабанера» (О.В. Артемьева и Н.В. Тимофеева). Завершилась встреча выступлением солистки Новосибирского театра оперы и балета Ольги Колобовой. Были исполнены романсы Клода Дебюсси на слова Поля Бурже — «Чудный вечер», «Романс» и «Голубки» испанского композитора Мануэля де Фалья. Думается, что пришедшие на музыкальный лекторий в этот день приблизились к пониманию импрессионизма — одного из самых удивительных направлений в искусстве, его глубин, оттенков и красоты. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.