А спасение так близко и так, казалось бы, естественно и легко достижимо, стоит лишь решить проявить человечность и хотя бы некоторое единение! Рерих Е.И. Письмо от 09.08.1936 |
О. А. Ольховая
«НАШ ПУТЬ РЕШЁН…»
Доклад на "Круглом Столе" СибРО 27 декабря 2015 г.
Велико, знать, о Русь, твоё значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!
Ф.И. Тютчев
Приближается к концу 2015 год, который, несомненно, войдёт в историю как один из самых сложных. Конец 2013-го, когда в центре Киева началась массовая акция протеста против решения правительства приостановить соглашение о вступлении Украины в Евросоюз, стал точкой отсчёта событий, всколыхнувших не только Украину, — понадобилось совсем немного времени, чтобы понять: всколыхнулся мир, и резко обозначилась его поляризация. Следствий невозможно было предугадать: весной 2014-го в состав Российской Федерации вернулись Крым и Севастополь. Не описать радость сотен тысяч россиян. Так хотелось думать, что мы вплотную приблизились к заповеданным рубежам и наконец-то всё пойдёт по восходящей. Скоро стало ясно: что касается рубежей — это, бесспорно, так и есть. А вот что до восходящей…
Последующие события настолько осложнили положение в мире, как мы и предполагать не могли. Обстановка продолжает накаляться, тревога растёт, все напряжённо следят за новостями, вновь приобрели актуальность пророчества, дающие надежду на лучший исход.
О том, как преобразится мир, в наших книгах сказано очень много. «Невидима Наша мощь глазу, — говорит Учитель, — но видимы следствия, и скоро увидят их все. (…) Начинается агония старого мира. Лучше ему умереть добром. Испепелю вредящих». (Г.А.Й. 1951, 166).
Но помимо катаклизмов, о которых мы предупреждены, ни в одном источнике не говорится о том, через что ещё придётся пройти миру, а значит, и России и сколько будет длиться агония старого мира.
Тяжко и внутри страны. Отторжение вызывает очень многое из того, что мы видим, слышим, с чем приходится соприкасаться, что нам пытаются навязать, сделав нормой. Время от времени слышим рассуждения о том, что потеряла страна, что в ней разрушено, но почти никто не говорит, что сейчас как никогда ощущается дефицит нравственных основ. И этот дефицит невозможно восполнить извне, это то, что нужно культивировать, сознательно возрождать в обществе, побуждая вспомнить изначально присущие нам качества: совесть, честь, человеческое достоинство, из которого вытекает и достоинство народа.
Николай Константинович Рерих ещё в 1934 году писал: «Говорят, что лишения и страдания очищают человеческое сознание. Спрашивается, какие же ещё страдания нужны? Какие же ещё лишения должно претерпеть человечество, чтобы отрешиться от низкой животности. Кто-то говорит, что ещё какие-то катастрофы должны пронестись над затуманенной нашей землёю. Некто утверждает, что какие-то острова должны провалиться, какие-то новые моря должны возникнуть, но какие же размеры этих новых водных пространств должны быть, чтобы люди серьёзно об этом задумались? Плачевно подумать, что люди так легко привыкают даже к самым ужасным положениям вещей. (…) Кто читал о последних годах Римской империи или Византии, тот с изумлением мог бы найти многие параллели. Среди них бросится в глаза необыкновенное устремление к цирку, к гладиаторам, конским гонкам и ко всяким условным призам. Разве и теперь каждая деревня, а скоро каждая улица, не будет иметь свою королеву красоты, или свою замечательную руку, или ногу, или свой особенный волос? Точно бы ничем другим не может вдохновиться человеческое воображение» («Эзопова басня»).
Нет нужды говорить, насколько с тех пор усилилось, как выразился Николай Константинович, «ужасное положение вещей» и преуспела «низкая животность» культивируемых развлечений.
Современный поэт Николай Зиновьев так описывает нашу жизнь:
Не понимаю, что творится.
Во имя благостных идей
Ложь торжествует, блуд ярится…
Махнуть рукой, как говорится?
Но как же мне потом креститься
Рукой, махнувшей на людей?..
……………………………………..
Не сатана ли сам уже
В стране бесчинствует, неистов?
Но тем достойнее душе
В такой грязи остаться чистой.
Держись, родимая, держись.
И не спеши расстаться с телом.
Крепись, душа! В России жизнь
Всегда была не лёгким делом.
Поэт передал чувства людей с живой совестью, которые всегда были и есть на Руси. Это тот фундамент, на котором держится государство. Мы встречаем их среди посетителей наших музеев, им не надо долго объяснять или что-то доказывать, они мгновенно понимают и проникаются услышанным.
В радиопередаче «Путь духа» Руководитель СибРО Наталия Дмитриевна Спирина подчеркнула скорость, с которой наступает эпоха Майтрейи: «Несколько десятков лет тому назад невозможно было себе представить, насколько стремительно и ускоренно это будет происходить и в событиях, и в людском сознании. Пробудились люди, и в них всё раскрывается со страшной силой: у кого свет, у кого тьма. Каждый определяет судьбу свою».
Мы не сразу поняли, что стремительность, о которой говорила Наталия Дмитриевна, тоже надо понимать в измерениях космических. Наши представления о сроках скорректировали слова Учителя, сказавшего: «Нескончаемость веков наложила на Нас и Нашу работу особый отпечаток. На Земле Живём вне обычного измерения времени. Те же сутки, те же часы и минуты, как и у вас, но ими измеряем тысячелетия. Вы измеряете годами, в лучшем случае — десятками лет. Мы — тысячелетиями. Шаг тысячелетий — Наш шаг. “Вот завтра будет то-то и то-то, — говорит обыватель, — Я пойду туда-то и сделаю то-то”. “В следующем столетии, — Говорим Мы, — на Земле произойдут явления такого-то порядка, которые через столько-то веков дадут свои плоды”». (Г.А.Й. 1952, II, 431).
Нам несопоставимо легче, чем всем остальным нашим согражданам, — у нас есть Учение Живой Этики, есть знание о том, каким будет Будущее, ради которого трудимся. И, услышав в новостях, что Россия занимает третье место среди стран, по количеству добровольцев пополнивших ряды террористов на Ближнем Востоке, мы можем объяснить это с позиций знаний, которые имеем: определился полюс тьмы, и все, прилежащие этому полюсу, в каких бы странах они ни жили, по закону магнита собираются сейчас в конкретной географической точке. Мы помним и слова Учителя, сказавшего: «Не Даём и не Дадим тёмным уничтожить Родину вашу, чего они яро хотят. (…) Не Дали сделать это Гитлеру. Не Дадим и идущим за ним, какими бы одеяниями они ни прикрывались. Их сущность всё та же, и так же хотят смести с лица Земли оплот Нового Мира. Да, да, несмотря на все свои несовершенства и недостатки, надеждой на спасение планеты и её человечества остаётся Новая Страна, и через неё утвердятся новые формы общественной жизни. Неизжитое и несовершенное изживётся, а нужное и ценное останется, и поможет она, неся на себе бремя мира, всем народам Земли выйти на новую дорогу». (Г.А.Й. 1972, 104)
В непредставимом для нас напряжении трудится спасающая планету Великая Иерархия Сил Света. И венец этой победы нам известен —утверждение Новой Страны — утверждение нашего Отечества.
Николай Константинович Рерих писал о том, как тяжело человеческое сознание принимает новые знаки, свидетельствующие о вступлении мира в необычную эпоху, и что жить, не считаясь с этим, уже не получится: «Нам не уйти от века огня, — пишет он. — И потому лучше оценить и овладеть этим сокровищем. Скепсис хорош в мере разумности, но как сомнение невежества он будет лишь разлагателем. Между тем весь мир сейчас особенно ярко разделился на разрушителей и созидателей. С кем будем?». («Держава Света»).
Вопрос «С кем будем?», поставленный великим мыслителем, стоит сейчас перед каждым человеком, вне зависимости от его национальности, социального статуса, возраста, образования, интеллекта и других различий.
Как гордился Рерих своей принадлежностью к русской нации! За полгода до своего ухода он пишет: «А хорошо быть русским, хорошо говорить по-русски, хорошо мыслить по-русски. Сколько народов слилось в этом необъятном понятии, и вышла дружная семья всесоюзная, победоносная во благо человечества». («Булгаков», Листы дневника, т. 3)
Отметим, что для Рериха понятие «русский» означает не просто национальность как этническую общность, для него оно много шире. Рерих говорит о «необъятном» значении этого слова, что заставляет задуматься о предназначении, о качествах народа, создавшего «всесоюзную», а значит, многонациональную семью. И только такая семья может быть победоносной во благо человечества.
Совсем по-другому он говорит об Америке: «Не однажды русский народ имел поводы опасаться Америки. Между тем с русской стороны в истории остались многие симпатии к Заокеании. (…) Незабываема дружеская уступка части Калифорнии и форта Росс, где ещё до сих пор видны следы русского пребывания. Также незабываема уступка Аляски со всею её златоносностью и Алеутских островов. Много в чём русский народ выказывал своё доброе отношение к Америке. Но не то было со стороны Америки в лице её правительств. (…) Некоторые полагали, что Америка не симпатизировала именно царской России, но вот теперь русский народ воспринял новую форму правления, а синодик враждебностей не прекратился. Разгромлен Русский Музей. Вандализм совершён над тысячью русских картин. Разгромлен русский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке. Русский народ вынужден был вообще отказаться от участия на выставках в Америке. Особенно печально, что последние разгромы и вандализмы совершались с ведома и даже при участии правительственных кругов. (…) Возникает вопрос: за что? Неужели зависть к великой русской целине, к русским неизжитым богатствам, к дарованиям русского народа и к растущим молодым силам великой страны? (…) А ведь доброе русское сердце всегда было готово на искреннее сотрудничество. Спрашивается, откуда же эта северо-американская враждебность? За что? За что? За что?». («За что?», 1940)
*******
Завершающий 2015 год «круглый стол» Сибирского Рериховского Общества, как всегда, проходит в Новосибирске, в стенах Музея Н.К. Рериха.
Обратим внимание на Запись, сделанную Борисом Николаевичем Абрамовым за год до возвращения на Родину: «За всем Стоим Мы. Потому невозможное становится возможным. Так же решится и ваша судьба, и всех, кто суждён Нам. Но рукою человеческой вершатся дела. (…) Будет Музей, и будут репродукции всех возможных размеров, начиная с открыток. Появятся книги его». (Г.А.Й. 1958, 631).
Ни у кого, из прочитавших этот текст, даже у наших недругов, не может быть других предположений относительно того, о каком музее, который начнётся с репродукций, идёт речь.
(Фрагмент этого текста, касающийся Музея, мы знали раньше, из записей Наталии Дмитриевны, в которых она фиксировала то, что говорил Борис Николаевич. Полный текст стал нам известен из переизданного тома «Граней Агни Йоги»; в первой публикации 2007 года — года официального открытия Музея — в этом месте была купюра).
Задолго до того, как стала известна эта Запись, ещё в конце 1990-х, Наталия Дмитриевна сказала: «Наш город — центр Агни Йоги. Новосибирск особого значения и назначения. Новосибирск под Лучом». (23.08.1997)
А в 2001 году она написала Слово «10-летие Сибирского Рериховского Общества — мировой праздник». В нём всего три предложения: «Когда мы поймём значение Сибирского Рериховского Общества, мы поймём, что это — мировой праздник; но сами мы это ещё слабо понимаем — “большое видится на расстоянии”. Чем больше мы будем понимать подлинное значение Сибирского Рериховского Общества, тем больше будем ликовать в этот праздник. Понимание Учения помогает пониманию значения Сибирского Рериховского Общества, потому что с него начинается осуществление той Общины, “без которой Земля жить не может”».
Вот так, просто и ясно, нашим Руководителем было сказано, что в Новосибирске работает организация, всё значение которой будет постигнуто со временем, ибо только время может показать, насколько СибРО преуспело в приближении к главной цели, ради которой оно и было создано.
Наша организация состоит из сотрудников, пришедших работать в Общество сознательно и по зову сердца. Наталия Дмитриевна говорила, что мы — «срочные», то есть пришедшие к сроку. «Нам много дано, но и больше спросится» — это тоже её слова. Развивая эти мысли Руководителя СибРО, можем уверенно сказать: каждый, кто воспринял Учение как основу жизни, кто готов нести его «как последний огонь, как последнюю пищу, как последнюю влагу» (Община, 130), тоже пришёл к сроку, и спросится не только с СибРО, но с каждого, считающего себя рериховцем.
Вспомним, как трудилась Наталия Дмитриевна. Безусловно, она имела Высшую Помощь, но Закон гласит единое на все времена: в делах Добра Помощь Свыше будет, но всё должно быть создано руками и ногами человеческими. В одиночку Наталия Дмитриевна выполнила сложнейшие задачи, воплотив в жизнь Указания Сил Света. Всеми доступными для того времени способами она знакомила людей с художественным творчеством Рерихов, а позднее и с Провозвестием Новой Эпохи. Она создала организацию, которая должна продолжать решать поставленные ею задачи. Основала издательство. Под её руководством созданы два музея. И разве случайно, что именно в Новосибирске в 1989 году впервые широко и открыто прозвучали имена Рерихов и Блаватской. Цель всей её деятельности и того, что она оставила для продолжения, — одна: дать как можно большему количеству людей спасительный якорь подлинных знаний — то единственное, что может и должно преобразить человеческое сознание, следовательно, и жизнь. Отметим и то, что среди первых последователей Учения нет никого другого, кто бы так акцентировал и неустанно заострял внимание на ключевом понятии — на вопросе строительства общины.
В своём Слове «Кузница мощи», которое было написано к VI Рериховским чтениям, Наталия Дмитриевна утверждала, что без осознания этого «мы не сможем продвигаться дальше по пути эволюции; и не только мы, но и вся планета».
«Смысл общины в едином помысле о развитии мира», — сказано в Учении. (Агни Йога, 29).
И независимо от всего происходящего, сколько бы ни длился процесс переустройства мира и каким бы событиям мы ещё ни стали свидетелями, долг рериховцев не просто устоять, но каждому на своём месте делать что можно, усиливая работу, помогая тем людям и планете, и при любых обстоятельствах помнить слова Е.И. Рерих о том, что «Свет побеждает не численностью, но своим потенциалом» (из письма от 16.05.1934 г.).
*****************
Обратимся ещё к одной статье Н.К. Рериха, где он говорит об условии, без которого уже невозможно существование ни отдельных сообществ внутри государства, ни самого государства: «Ужасно видеть, когда люди вырывают свою основу и не думают о следствиях. (…) Ведь даже о себе забывают люди, куя цепи раздора и взаимоненависти. (…) Каждый порознь не вытянет. Все открытия последнего времени достаточно ясно доказывают тягу к единению. Оказалось, что земля богата для всех. Всем хватит, если изыскание и распределение будет разумно. (…) Столько красоты в мире, дыханье захватывает! А вместо действенного любованья и творчества троглодиты друг другу горло грызут. Не в далёких исторических периодах, но здесь, на веку человеческом, можно видеть, как совершаются разрушения. Да ещё какие! Непоправимые! (…) На котором поколении иссякнет вредоносность? Ведь не потоп после, но боль планеты. (…) От малого начинается и большая болезнь. Единение — или гибель». («Единение или гибель», 1940 г.).
Рерих сказал очень определённо: альтернатива единения — гибель.
Мы знаем, что только принцип Общего Блага может лежать в основе объединения и народов, и стран. Понимаем и то, какой необозримо долгий и труднейший путь предстоит пройти человечеству, чтобы сознательно осуществлять этот принцип, о сути которого и философы и поэты говорили в разные века.
Многие помнят строки А. Толстого:
В одну любовь мы все сольёмся вскоре,
В одну любовь, широкую как море,
Что не вместят земные берега!
Поэт-декабрист Александр Бестужев думал о времени,
Когда на землю снидут вновь
Покой и братская любовь,
И свяжет радуга завета
В один народ весь смертный род.
«Радуга завета» нам дана, и весь наш труд в конечном итоге посвящён этой прекрасной цели, о которой так пронзительно сказано в приведённых поэтических строках. Но это сказано о будущем планеты.
Коснёмся сейчас фундаментального понятия «единения» в других аспектах, непосредственно относящихся к нашему сегодня: к нашей деятельности, к нашей жизни.
Каждая Рериховская организация заявляет о себе через внешние формы работы, в которых выражается её деятельность: устраиваются выставки, проходят серьёзные научные конференции, издаются книги рериховской тематики, ведутся исследования по разным темам. В настоящее время всё увереннее поднимаются вопросы, связанные с Пактом Рериха и Знаменем Мира, в том числе и на высоком уровне. Имя великого Водителя Культуры чаще звучит в новостях, интерес к его творчеству, к его философии повсеместно растёт. И в этом, несомненно, заслуга всех Рериховских организаций страны, независимо от их численности и статуса.
Что же касается единения Рериховских организаций между собой, то говорится о нём много и часто, но как по-разному это понимается!
Наталия Дмитриевна говорила: «Всегда к слову “единение” прибавляйте два вопроса: на чём и на ком? От ответов будет зависеть наше одобрение или противостояние». Она также подчёркивала, что если Рериховские общества идут к Свету, то они обязательно объединятся и между собой, это не может быть иначе. Причём такое объединение произойдёт естественно, как следствие верного курса. Конечно, это же условие подразумевал и Святослав Николаевич Рерих, когда в ответ на сетования по поводу разъединения в Рериховском движении твёрдо сказал, что рериховское движение России непременно будет единым.
Мы подошли к главному — вопросу единения сотрудников внутри организации, без чего невозможны все другие ступени единения. Сила любого сообщества прямо пропорциональна степени единения между собой её членов. Это серьёзнейшее условие, которое обусловливает решительно все возможности, а в конечном итоге — жизнеспособность организации.
Из писем Е.И. Рерих мы достаточно хорошо знаем о том, что является препятствием к сотрудничеству и единению. В этом контексте скажем лишь о повсеместно возникающей ситуации: при любом несогласии, первое, что делает каждый, — он ищет виновного рядом. Николай Зиновьев, стихи которого уже звучали, сказал об этом жёстко и точно:
Когда душа кипит от злости
На брата — это неспроста,
Ты тоже забиваешь гвозди
В запястья белые Христа.
Ещё до того, как в Записях Б.Н. Абрамова мы стали читать развёрнутые пояснения отдельных положений Учения, Наталия Дмитриевна предостерегала сотрудников: «Идёт эпоха очень сильных энергий. До нас, до Земли сейчас доходят такие Лучи, которых не было от сотворения Мира. Оттого идёт такая борьба внутри человека. Надо думать: что от старого мира есть внутри тебя?».
Она подчёркивала, что помимо всех наших важнейших внешних дел, надо обязательно работать над улучшением себя: «Не может человек подниматься или падать один. Он обязательно кого-то за собой тянет. (…) И, улучшая себя, мы улучшаем наши излучения, излучения нашей ауры, тем самым влияя и на других людей. (…) Конечно, недостатки других виднее, чем свои, а Христос ещё говорил: “Что ты смотришь на сучок в глазу брата твоего, когда в твоём глазу бревно”. Вот это бревно и надо увидеть. И тогда можно помочь и сучок из глаза брата вынуть. Я считаю, что на внутреннем плане это, конечно, самое главное». (Из беседы с членами Рериховского общества г. Барнаула)
А в чём черпать силу, чтобы не ослабеть и, победив себя, обороть какую-то ситуацию, которые случаются без исключений у каждого? Может, вспомнить слова непередаваемого восторга нашего Руководителя, когда она ликовала по поводу стихотворной фразы С. Деменко: «Что нам злато-серебро? Мы — единое СибРО!». Наталия Дмитриевна восклицала: «На входе в СибРО должна быть начертана эта фраза. Выгравировать у входа обязательно, чтобы знали люди, куда входят! В таких лаконичных словах выражена наша суть о том, что мы неподкупны, мы едины и богаты нашим единством. Я в восторге от этих строк! Это фраза классическая». Сейчас эта фраза размещена над дверью в вестибюле музея.
Как-то она сказала: «Абрамов ушёл, но это не мешает нам быть в контакте».
Контакт с нашим Руководителем мы ощущаем, получая Помощь, которая в одном случае меняет ситуацию, в другом облегчает какое-то положение, легко разрешает сложный вопрос…
«Учитель — есть маяк ведущий», — сказано в книге «Иерархия». У сотрудников СибРО и всех прилежащих к нему есть огромное преимущество — у нас есть такой учитель, на которого мы всегда можем равняться — из жизни в жизнь…
Огонь стихов Наталии Дмитриевны укрепляет, помогая жить. Каждая написанная ею строка обращена ко всем, идущим следом. Наталия Дмитриевна призывает вопреки всему происходящему быть способными «за мраком увидеть сверкающий мир, а за тленным почувствовать образ нетленный». Убеждает «не медлить на границах Света», «отсечь низшее в себе» и, «преодолевая затворы малых «я», стремиться к подлинной свободе. И её напутствие тем, кто действенно устремлён помочь миру, сейчас ежедневно звучит в музее:
Всегда борьба. Всегда победа.
Иначе плен. Иначе смерть.
И должно трудности и беды
Своим огнём преодолеть.
Идти вперёд и не сдаваться,
И зная, что за нами Братство,
Мир новый строить и беречь.
Наш путь решён!
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.