Пока человек не развил в себе совершенного чувства справедливости, ему предпочтительнее ошибаться вследствие избытка снисходительности, чем совершать малейшую несправедливость. Письма Мастеров Мудрости, 108 |
В марте в Тюмени состоялось открытие весьма атмосферной, весенней выставки "Цветы и женщины Востока", которая была организована творческой группой "Мир через Культуру" (г. Тюмень - г. Курган). В старинной купеческой усадьбе в историческом центре города расположились предметы из Китая, Тибета и Японии: от XVIII до XX столетий.
Интерес к Востоку в разные века был велик. Обзор выставки начинается с тематико-экспозиционного комплекса, посвящённого женщинам, которые не только интересовались, но и сами непосредственно исследовали Восток, путешествовали по разным странам.
Первое имя в этом ряду - Елена Петровна Блаватская - с её судьбой связаны букинистические редкости, представленные на выставке: книга "Из пещер и дебрей Индостана", журнал "Русское обозрение", изданный в год смерти Елены Петровны с биографическим очерком о ней, который написан её сестрой, а также прижизненное издание Е.П. Блаватской "Инструкции для учеников E.S.T.S (Esoteric School Theosophical Society)".
Второе имя - Александра Давид-Неель - французская оперная певица, которая достигла столицы Тибета — Лхасы в 1924 г.
Третье имя - Елена Ивановна Рерих - с ней на выставке связаны такие книги, как изданный в Сибирском Рериховском Обществе перевод на русский язык писем Махатм под названием "Чаша Востока", изданная при жизни Елены Ивановны одна из книг Учения Живой Этики "Листы Сада Мории", а также выпуск 1931 года "Вестника Музея Рериха" в Нью-Йорке с фотографией института научных исследований, названного в честь Елены Ивановны Рерих.
Мария Николаевна Колокольникова - из рода купцов, которым принадлежала данная усадьба - меценатка и благотворительница, которую очень любили в Тюмени, уехав из России после революции, оказалась в Америке, где подружилась с семьёй Рерихов и мечтала побывать вместе с Еленой Ивановной в Индии, поэтому тема Востока в данной усадьбе не случайна, не говоря уже о деловых связях этого рода с Китаем, торговля с которым проходила через Харбин.
На выставке представлена также и статья о японском искусстве "Слава самураев", которая написана Николаем Константиновичем Рерихом, именно слова из этой статьи предваряют основной обзор:
"Комио, прекрасная Владычица Нары, пела: “Я не сорву тебя, цветок, но посвящу тебя Буддам прошлого, настоящего и будущего”.
Единство прошлого, настоящего и будущего, бережность к мирозданию - всё это тесно переплетено с символикой цветов на Востоке. Священный цветок лотоса присутствует в произведениях буддистского искусства из Китая и Тибета, на тханках, изображающих бодхисаттву Манджушри, в бронзовой скульптуре бодхисаттвы Майтрейи и др.
Основное ядро выставки - это японская живопись. Здесь зрители могут насладиться возвышенными образами богинь и Небесных Дев, созерцанием цветов, запечатленных художниками Японии, и пленительными чертами восточных красавиц в живописных свитках, а также в образцах ксилографии (жанр бидзинга - общее название для произведений живописи и графики, изображающих женскую красоту в традиционном искусстве Японии), созданных мастерами XIX-XX вв.
Наиболее древний экспонат атрибутирован XVIII столетием и изображает знаменитую богиню счастья Бэндзайтэн, она одна из семи главных божеств счастья в японской культуре, она же богиня мудрости, искусств, любви и тяги к знаниям. Кроме того, среди экспонатов, представленных на выставке, можно увидеть образцы легендарного японского фарфора сацума, созданные в XIX веке. Здесь же есть и традиционная японская свадебная накидка "утикаке", богато украшенная вышивкой по шёлку и свиток XIX века "Такасаго" с сюжетом театра "Но", связанным с идеалами долгой и счастливой супружеской жизни, такие свитки было принято дарить как благопожелание на свадьбу и приносило удачу в семейных делах, по представлениям японцев. Кимоно, веера, бронзовые скульптуры и тханки из Китая и Тибета и многое другое приоткрывает завесу над загадками символов цветов и тайнами восточных красавиц.
Выставка проходит при информационной поддержке интернет-радиостанции "Мир через Культуру".
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.