Добрый человек тот, кто творит добро. Сотворение добра есть улучшение будущего. Мир Огненный, ч.2, 286 |
21 мая в музее Рерихов г. Новосибирска состоится лекция-презентация (начало в 11.00) «Шамбала. Предания и свидетельства о священной стране» буддолога, тибетолога и путешественника, совершившего 17 экспедиций в Тибет, кандидата исторических наук Андрея Михайловича Стрелкова (astrelkov@mail.ru).
Предание о Шамбале стало известно в Индии в начале XI в. и прошло тысячелетний путь развития в буддийской Центральной Азии, до сих пор занимая важное место в ее культуре. Это предание является составной частью учения Калачакра (стало известно в Индии также в начале XI в.) – одного из самых загадочных и малоизученных учений буддийской тантры – мистического отдела буддизма. В предании о Шамбале учения Калачакра отражены традиционная история и эсхатология (представления о последних временах и гибели мира) этого учения.
Все описания Шамбалы пронизывает метафора света, превращающая эту священную страну, территория которой подобна по форме восьмилепестковому лотосу, в поистине блистающий мир. Источниками этого совокупного волшебного света названы: тело и украшения царя Шамбалы; драгоценные камни, из которых сделан его дворец; чудесный самосияющий хрусталь горных вершин. Соединение света от этих источников не оставляет в Шамбале место мраку и тьме – включая и ночную тьму.
Жители Шамбалы являются могущественными йогинами, и по своим способностям существенно превосходят жителей обычных стран. Своей святостью эта страна отделена от профанического мира. Посещать её могут лишь высокореализованные практики буддийского учения. За период начиная с XI в. имеются свидетельства о таких посещениях, а также о случаях обретения рождения в этой священной стране.
В грядущие времена (в 2424 г. по пересчетам тибетских лам) произойдет великая битва войска Шамбалы с силами зла и невежества, которые завладеют к тому времени всем миром (кроме этой страны). Царь Шамбалы Ригдэн Дагпо и его войско, очистив мир, возвратят его к совершенному состоянию. В учении Калачакра говорится также о внутренней Шамбалинской битве, которая разворачивается в теле и сознании индивида. Все учение Калачакра пронизывает концепция соответствия индивида и Вселенной – все, что имеется и происходит во Вселенной, имеется и происходит в теле и сознании индивида.
Древнее предание о сияющей стране, залитой волшебным светом вечного дня, продолжает свое приближающееся к тысячелетнему рубежу странствие через пространство и время, по-прежнему вдохновляя искателей высшего знания. В 2027 г. адепты учения Калачакра напишут новые трактаты, посвящая их восшествию на престол Шамбалы ее следующего правителя – Нарасимхи, и тысячелетнему юбилею прихода учения Калачакра из Шамбалы в Индию.
Священной Шамбале посвящены две книги Андрея Стрелкова: «Легенда о Шамбале буддийского учения Калачакра» (2010) и «Моление о рождение в северной Шамбале» (2013)
В книге «Легенда о Шамбале буддийского учения Калачакра» рассматриваются основные принципы и структура учения Калачакра; отраженные в предании о Шамбале традиционная история и эсхатология этого учения; местоположение Шамбалы; путь в нее и описание самой священной страны; представления о рождении в Шамбале. Также рассмотрены бытование легенды о Шамбале в последние семьдесят лет XX в. в двух традиционных регионах ее распространения – Тибете и Бурятии, и целый ряд других вопросов, относящихся к преданию о Шамбале. Все эти темы раскрываются на традиционном материале – индийских и тибетских трактатах XI–XX вв. (ряд тибетских источников исследован в науке впервые) и данных устной традиции тибетского и монгольских народов.
В книге «Моление о рождении в северной Шамбале» исследуются одноименное сочинение знаменитого тибетского религиозного деятеля и ученого Панчен Ринпоче VI Лобсан Балдан Ешея (1738–1780), 13 других его текстов той же тематики, а также ряд сочинений иных буддийских авторов, созданных в Центральной Азии в традиции, начало которой положили эти сочинения Лобсан Балдан Ешея. В книге рассмотрены генезис и история института тибетских иерархов Панчен Ринпоче, даны перевод «Моления о рождении в северной Шамбале» и комментарии к этому сочинению, проведено исследование идущей от Лобсан Балдан Ешея традиции создания молений о рождении в Шамбале.
На настоящий момент книги Андрея Стрелкова «Легенда о Шамбале буддийского учения Калачакра» и «Моление о рождение в северной Шамбале» – наиболее полное исследование о Шамбале, и вместе составляют фактически энциклопедию по этой теме. Данные книги Андрея Стрелкова можно будет приобрести на лекции-презентации в музее Рерихов г. Новосибирска 21 мая, а также заказать у автора в любое другое время. На лекцию-презентацию приглашаются все желающие.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.