Сердце, пылающее помощью, – Наше сердце. Иерархия, § 434 |
Художественный альбом «ОБРАЗ ХРАМА НЕБЕСНОГО В ЦЕРКОВНО-МОНУМЕНТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ Н.К. РЕРИХА» вышел в ИЦ «Россазия». Автор исследования - Наталья Владимировна Тютюгина, историк искусства, музейщик, педагог, автор более сорока научных статей по творчеству Н.К. Рериха, М.В. Нестерова, М.А. Врубеля, по церковной металлопластике, автор научного каталога «Церковное серебро и медное литьё XII – начала ХХ века из собрания БГХМ им. М.В. Нестерова», монографических исследований «Рерих и Врубель. Эстетика русского живописного символизма» (2002), «Древнерусская традиция в символизме Н.К. Рериха» (2003, 2007).
В 1900 году в деревне Флёново, в имении князей Тенишевых Талашкино под Смоленском, был заложен храм. Главным архитектором строительства выступила покровительница и подвижница русской культуры — княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. В 1903 году умер муж М.К. Тенишевой — князь Вячеслав Николаевич Тенишев, и храм стал фамильной усыпальницей2. Строительные работы были полностью завершены к 1905 году. Но в это время начались революционные беспорядки и погромы, которые коснулись и имения княгини: Мария Клавдиевна вынуждена была уехать в Париж. Вернулась она лишь в 1908 году с мыслью наконец завершить церковь во Флёнове. Тогда же пришло решение посвятить храм Святому Духу. Расписать церковь княгиня предложила своему близкому другу — художнику Николаю Константиновичу Рериху. «Я только забросила слово, а он откликнулся. Слово это — храм, — вспоминала в Париже в 1920е годы М.К. Тенишева. — Только с ним, если Господь приведёт, доделаю его. Он человек, живущий духом, Господней искры избранник, через него скажется Божья правда. Храм достроится во имя Духа Святого. Дух Святой — сила Божественной духовной радости, тайною мощью связующая и всеобъемлющая бытие... Какая задача для художника! Какое большое поле для воображения! Сколько можно приложить к Духову храму творчества! Мы поняли друг друга, Николай Константинович влюбился в мою идею, Духа Святого уразумел. Аминь. Всю дорогу от Москвы до Талашкина мы горячо беседовали, уносясь планами и мыслью в беспредельное. Святые минуты, благодатные...» Об этой встрече с Марией Клавдиевной свои воспоминания оставил и Н.К. Рерих: «Мы решили назвать этот храм — Храмом Духа. Причём центральное место в нём должно было занимать изображение Матери Мира. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё более кристаллизовалась на общих помыслах о храме. Все мысли о синтезе всех иконографических представлений доставляли М[арии] К[лавдиевне] живейшую радость. Много должно было быть сделано в храме, о чём знали мы лишь из внутренних бесед».
Вершиной сотворчества Марии Клавдиевны Тенишевой и Николая Константиновича Рериха, сотворчества, «слагающего ступени грядущей культуры», стало строительство храма во имя Святого Духа. И по-своему провидчески звучат слова Н.К. Рериха, сказанные ещё в самом начале строительства: «Видел и начало храма этой жизни. До конца ему ещё далеко. Приносят к нему всё лучшее. <...> Пусть протекают годы в спокойной работе. Пусть она возможно полней воплотит заветы красоты. Где желать вершину красоты, как не в храме, высочайшем создании нашего духа?»
Более подробно об этом издании можно узнать на сайте книжного магазина.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.