Красота спасет от сквернословия. Надземное, 278 |
Выставка «Сияние Лотоса: Байкал – Нева – Белуха» из Санкт-Петербургского Дацана Гунзэчойнэй открылась для посетителей Музея Н.К. Рериха 16 декабря. На всю зиму и на первый весенний месяц третий этаж Музея преобразился и напоминает теперь настоящий буддийский храм. Алтарь со статуей Будды, танки со священными изображениями, над ними – специальные шарфы, хатаки. Под самым потолком – флажки с изображением Коня Счастья, такие же, какие мы можем увидеть на подступах к горным вершинам. Нашли своё место и витражи, выполненные по эскизам Николая Константиновича Рериха, и одежда с плеча главы российских буддистов. Все предметы несут не себе отпечаток тех энергий, с которыми они входили когда-то в соприкосновение.
В 1741 году императрица Елизавета, дочь Петра Великого, узаконила существование 11 бурятских дацанов и 150 лам при них. Таким образом буддизм был официально признан в России. А в 1764 году по просьбе родовой знати Дамбо Даржа Заяев назначен Пандито Хамбо ламой всех селенгинских дацанов, а затем наименован Екатериной Второй Главным Хамбой сибирских лам. Что обозначает этот титул? Это российское звание, аналогичное тибетскому «Далай-лама» и монгольскому «Богдо-Геген». В истории наиболее известен XII Пандито Хамбо-лама Итигэлов, тело которого обладает феноменом нетленности. Как пояснил настоятель Санкт-Петербургского Дацана Будá Бальжиевич Бадмаев, «речь идет о том, что и бурятские ламы достигали очень больших высот. Задача нашей традиционной религии как раз заключается в том, чтобы все эти факты выявить и объяснить, что действительно было». Многие факты истории российского буддизма можно узнать из информационных баннеров, дополняющих выставку.
Открывая выставку, представитель СибРО С.А. Деменко поприветствовал гостей и сказал:
«В нашем Музее праздник! Праздник не только для нашего Музея. Праздник и для культуры города Новосибирска. Начнем с того, что мы теперь научаемся понимать слово «культура» по-рериховски – «почитание Света», причем «Света» с большой буквы. А источником Света для народов Азии за последние тысячелетия является Учение Будды, которое напитало культуры этих народов и создало неповторимый исторический облик всей Азии. И мы рады впервые приветствовать в стенах Музея Николая Рериха большую, представительную выставку "Сияние лотоса. Байкал - Нева - Белуха". Выставка посвящена 100-летию Санкт-Петербургского Дацана, отмечавшемуся в 2015 году. Мы рады приветствовать все экспонаты, от буддийских реликвий до живописных портретов всех 6 настоятелей Храма, а так же репродукции оригинальных витражей, выполненных по эскизам Н.К. Рериха, который принимал участие в строительстве храма и занимался оформлением внутренних интерьеров.
Хочется сказать, что в отличие от многих империй, Российская Империя прирастала не столько территориями, не столько гражданами, сколько культурами тех народов, которые входили в её состав. Веками складывалась единая семья культур, среди которых буддийская культура стала не только полноправной, но целым континентом под небом российской культуры. России для мирного пути в будущее нужно доверие между народами, нужна связь между континентами. Эта выставка предназначена стать мостом между континентами культур России, чтобы крепло доверие, чтобы крепла страна.
Когда человек впервые сталкивается с незнакомой ему культурой или традицией, от необычности и непонимания может рождаться неприятие, даже отторжение. Нужно просвещение, нужно элементарное ознакомление с культурой ближних и дальних соседей. Решению и этих задач будет способствовать эта выставка. Отсюда её большой срок и большое представительство».
Посетителям были представлены высокие гости из Санкт-Петербурга: настоятель Санкт-Петербургского Дацана Будá Бальжиевич Бадмаев; руководитель Фонда развития буддийской культуры Инна Васильевна Васильева; один из лам Санкт-Петербургского Дацана Антон Щеглов. С новосибирской стороны делегацию встречали заместитель начальника Департамента культуры, спорта и молодежной политики Мэрии города Новосибирска Державец Владимир Ефимович и председатель Новосибирской буддийской общины лама Батό Базаров.
«Я очень рад открывать нашу выставку здесь, в Новосибирске, - отметил настоятель Санкт-Петербургского Дацана Б.Б. Бадмаев. - Цель этой выставки - ознакомление именно с традиционным буддизмом России. Особое место здесь представляет наш Санкт-Петербургский буддийский Дацан. В чем заключается его замечательность? В том, что буддизм на протяжении многих веков заслужил доверие наших властей, императора Николая II, и как результат этого доверия, понимания, что буддисты России служат именно своей родине, России, была разрешена постройка Санкт-Петербургского буддийского Дацана. Это результат деятельности всего огромного количества народа, огромного количества священнослужителей и их руководителя Пандито Хамбо-ламы, это их большая заслуга. И мы это хотим показать, чтобы вы знали, что наша Россия одинаково должна считаться также буддийской страной. Мы тоже по крупицам собираем нашу историю. Будем идти по этому высокому духовному, нравственному пути и достигать так называемого буддийского просветления. Мы видим, что, действительно, культура нас объединяет, многие-многие века она всех нас обогащает. Не только обогащает, она служит нам примером высокого духовного нравственного принципа, который заложен во всех религиях. И это нас всех объединяет».
В продолжение его речи руководитель Фонда развития буддийской культуры И.В. Васильева добавила: «Мы хотим вручить знаки внимания всем, кто нас так тепло принимает на замечательной Новосибирской земле, всем, кто нам помогал в организации этой выставки, с надеждой на продолжение наших культурных связей». Посетителям выставки была представлена памятная медаль - точная копия той медали, которая в была выпущена в России в год открытия Санкт-Петербургского Дацана. Она была вручена и Музею Н.К. Рериха, и мэрии Новосибирска в лице В.Е. Державца.
«Хочу от имени Мэра нашего города Локтя Анатолия Евгеньевича всех поприветствовать и поблагодарить, - отметил в ответной речи заместитель начальника Департамента культуры, спорта и молодежной политики Мэрии города Новосибирска В.Е. Державец. - Наш город молод. Нам чуть больше, чем Санкт-Петербургскому Дацану - всего 123 года. Но всегда в нашем городе был мир. Мир, хотя город многонациональный, многоконфессиональный. У нас сегодня представлено более 143 наций и национальностей, и все живут в мире и согласии. Это происходит только за счет и благодаря культуре. Что было бы, если бы не было межкультурных связей, если бы не было узнавания культуры друг друга, если бы не было работы, достаточно серьезной работы наших культурных автономий самых разнообразных...
Я часто бываю в Таиланде и очень люблю буддийскую культуру. Но то, что это сейчас можно посмотреть в Новосибирске, и посмотреть именно такого уровня, такого качества выставку, и когда это не реконструкция… Это одежда, которую одевал сам Пандито Хамбо-лама, и это ведь великое дело, когда ты понимаешь, что она перед тобой, а не за тысячей стёкол, можно подойти и ощутить ту энергетику, можно подумать и вспомнить этого великого человека.
Мне очень понравилось Ваше выступление, Буда Бальжиевич, что это - часть России, часть культуры России. Потому что все нации и национальности, которые входят в нашу культуру, это часть нашей российской культуры. И только из неё и создается общая, многонациональная - то, что действительно считается высокой культурой. У нас хорошие связи с Санкт-Петербургом, но ещё за счет общения с Вами они будут усиливаться. И наш Музей великолепный, с которым мы, наше управление культуры и департамент культуры, очень давно работаем в тесной связи. Я надеюсь, что вот духовное возрождение России, оно в наших руках. Спасибо вам огромное!»
Затем лама Санкт-Петербургского Дацана Антон Щеглов вручил председателю Новосибирской общины буддистов ламе Бато Базарову особенный подарок. «Эта танка-путешественница с Петербургского Дацана Гунзэчойнэй побывала в Луге Ленинградской области на выставке, - рассказал Антон-лама. - Потом с Луги перебралась в Горно-Алтайск. С Горно-Алтайска уже в Новосибирск. И я надеюсь, что это её последнее пристанище - мы передаём её настоятелю Новосибирского Дацана. Буддийская икона божества, божества Белой Тары. Тара с санскрита переводится как «Звезда, освещающая путь к освобождению», это символ мудрости Матери, прежде всего. И в традиции буддистов России воплощением Белой Тары, начиная с Екатерины II вплоть до Николая II, считаются воплощения царей России, правителей. Белую Тару называют «Семиокая», это говорит о том, что она видит страдания всех живых существ и готова прийти на помощь, избавить нас от страданий. Поэтому эта танка найдет пристанище в Новосибирском Дацане и будет украшать его стены».
Лама Бато Базаров был, конечно, очень растроган подарком и пообещал повесить его на самое почётное место. «Такое явление, как вот эта выставка, которая сейчас открывается, призвано служить сближению культур, людей, - отметил он в своей речи. - А народ - это люди, которые, в общем-то, что-то могут знать, могут не знать, все со своими хорошими или отрицательными качествами. Глядя на это великолепие, которое привезли наши братья из Петербурга, глаз радуется, душа радуется. Я рад за всех буддистов, которые живут здесь, в Новосибирске, что у них есть такая прекрасная возможность ознакомиться. Не все могут съездить в Петербургский Дацан, но зато могут сюда прийти, посмотреть, прикоснуться к этой святости. Большое спасибо, и большое спасибо работникам этого Музея, что явились инициаторами всего этого».
После приветственных речей лама Антон Щеглов провёл по выставке очень подробную экскурсию. В течение нескольких часов люди слушали его увлекательный рассказ. На следующий день, в субботу, экскурсия была повторена для тех, кто не смог прийти в пятницу.
Выставка продлится до 31 марта.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.