Великодушие сердца знает, что нет более достойного действия, как творить прекрасные отношения между друзьями. Рерих Е.И. Письмо от 28.09.1936 |
«Этот мир очарований, этот мир из серебра…» — так называлась очередная встреча музыкального лектория Музея Н.К. Рериха, которая состоялась 14 января. Она была посвящена русской зиме в поэзии, музыке и живописи.
Вечер начался с выступления учеников детской школы искусств № 25 г. Новосибирска. В их исполнении прозвучала «Новогодняя песенка» В. Кожухина. Хормейстер — Т.А. Решетникова, концертмейстер — И.Р. Кофлер.
«Танец Красной шапочки и Серого волка» под музыку П.И. Чайковского из балета «Спящая красавица» исполнили участники ансамбля «Лазурит» Эльвира Пораско и Мария Самохвалова. Хореограф — В.В. Васильева.
«...Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы».
Этими строками из пушкинского «Евгения Онегина» ведущая лектория Эльвира Полонская предварила выступление Анатолия Полонского, который исполнил произведение П.И. Чайковского из цикла «Времена года» — «Январь. У камелька». Музыка сопровождалась показом на экране зимних живописных пейзажей И. Шишкина, А. Саврасова, Б. Кустодиева, И. Айвазовского, Ю. Клевера и других художников.
И снова звучит чарующее поэтическое слово:
Продолжила программу этого зимнего вечера солистка Новосибирского театра оперы и балета, лауреат всероссийского и международных конкурсов Ирина Новикова (сопрано). В её исполнении прозвучали романсы «Зима» (музыка В. Гаврилина, слова народные) и «Зимняя дорога» (музыка Г. Свиридова на слова А. Пушкина). Также были исполнены вокальные произведения М. Ипполитова-Иванова «Зимой» на стихи П. Верлена и Н. Метнера «Зимний вечер» на слова А. Пушкина. Аккомпанировал на рояле А. Полонский.
В исполнении Натальи Тимофеевой, преподавателя Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф. Мурова, прозвучали произведения П. Чайковского из «Времён года» — «Ноябрь. На тройке» и «Февраль. Масленица».
Многие посетители музыкального лектория приходят на встречи, чтобы услышать замечательных музыкантов - фортепианный дуэт Эльвиры и Анатолия Полонских. В этот день любимые артисты исполнили два номера из сюиты «Зимние сумерки» московского композитора А. Попова — «Колыбельная» и «Рождество»; в их исполнении также прозвучали произведения Г. Свиридова: «Вальс» и «Зимняя дорога» — музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель»; две пьесы из зарисовок В. Гаврилина — «На тройке» и «Ямская». И снова — «Времена года» П. Чайковского — «Декабрь. Святки».
На сцене артисты оркестра народных инструментов Новосибирской государственной филармонии под управлением Владимира Гусева — Дмитрий Тимофеев (баян) и Игорь Фомичёв (домра). С истинным русским задором и молодой удалью исполнили они две композиции: «Русская метелица» и «Валенки». А в заключение своего выступления, в знак благодарности публике за искренний, тёплый приём, подарили посетителям музея «Попурри на тему русских народных песен».
На этой первой в 2017 году музыкальной встрече поэтические, живописные и музыкальные образы как бы переплетались и плавно перетекали друг в друга, а их гармоническое звучание усиливало восприятие исполняемых произведений, поднимало присутствующих на какой-то новый, высший уровень восприятия мира.
Вспомним слова Н.К. Рериха о «благородном синтезе» — об этом понятии он много писал в своих литературных трудах: «Эволюция наша неизбежно приближается к благословенному синтезу. Имею в виду неограниченную творческую мысль, которая в прекрасных формах и красках творит крылья человечества. Эта творящая мысль, украшенная всеми основами, всеми красотами созидательных законов, ведёт человечество в высь… устанавливает великое понятие Прекрасного, которое в существе своём свойственно всем векам и народам».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.