После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры. Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии» |
В Сибирское Рериховское Общество поступает много вопросов, касающихся последних событий, связанных с МЦР, — изъятием 200 экспонатов в Музее Рериха МЦР, «как вещ. доков по уголовному делу Б.И. Булочника».
Мы крайне обеспокоены тем, что произошло в Международном Центре Рерихов 7 марта 2017 г. Тревогу вызывают и вновь появившиеся глубоко невежественные комментарии некоторых СМИ, касающиеся бесценного достояния России — наследия семьи Рерихов, дискредитирующие имя великого художника и мыслителя, а вследствие этого и всё рериховское движение страны.
Напомним следующее. По поводу ситуации, сложившейся в Международном Центре Рерихов, Сибирское Рериховское Общество высказалось публично и очень определённо в публикациях на сайте СибРО от 7.10.2015 г. и 27.10.2015 г.
Фрагменты из «Позиции Сибирского Рериховского Общества относительно ситуации, сложившейся в Международном Центре Рерихов» (7 октября 2015 г.):
«Все бесценные фонды музея должны оставаться в усадьбе Лопухиных НЕДЕЛИМЫМИ и быть доступными для исследователей.
Категорически возражаем против их РАСЧЛЕНЕНИЯ между отдельными государственными музеями, пополняя их запасники.
Также категорически возражаем против варианта решения этого вопроса путём организации филиала Музея народов Востока. Музей Н.К. Рериха должен быть только самостоятельным! (…)
Мы согласны с предложением, внесённым рядом уважаемых лиц, имеющих прямое отношение к МЦР, — А.П. Лосюкова, А.М. Кадакина, А.А. Авдеева, Ш. Амонашвили, — об организации общественно-государственного партнёрства, как единственной возможности выхода из создавшегося противостояния. Возможности, которая обеспечит сохранность и неделимость фондов.
Мы надеемся, что в МЦР есть здравомыслящие люди, которые и будут в дальнейшем продолжать конструктивную деятельность в обновлённой организации в сотрудничестве с государством».
Фрагменты из публикации «В продолжение позиции СибРО» (27 октября 2015 г.):
«Сегодня, как и тогда, мы озабочены одним — сохранением великого наследия в целостности. И реалии сегодняшнего дня диктуют свои условия. Невозможно Международному Центру Рерихов решить этот вопрос, продолжая вести войну с государством. Необходимо начать делать шаги навстречу, искать компромиссы в разработке мер, в которых были бы учтены условия сохранения наследия в его историческом доме — в Музее Н.К. Рериха на усадьбе Лопухиных. Именно такой выход из длящейся годами тупиковой ситуации предложил А.П. Лосюков, поэтому СибРО поддержало его идею о создании равноправного общественно-государственного партнёрства. Остаётся только сожалеть, что предложения теперь уже бывшего президента МЦР Александра Прохоровича Лосюкова для решения всех вопросов по дальнейшей судьбе и музея, и самой организации не были приняты нынешним руководством МЦР. Неизвестно, как будут развиваться события дальше, но исключить предположение, что всё может закончиться созданием обычного государственного музея, в котором, возможно, уже не найдётся места общественникам, теперь, увы, нельзя…
Подчеркнём, что наша главная забота — не статус музея, не характеристика действий МЦР, не анализ того, почему всё так произошло. Можем повторить: крайняя обеспокоенность СибРО касается спасения наследия. Все сокровища, находящиеся ныне в усадьбе Лопухиных, должны остаться на месте неделимыми и быть доступными как для посетителей, так и для исследований. Этим продиктована наша позиция».
Остаётся с горечью констатировать, что возможный вариант конструктивного решения проблемы, который предлагался Международному Центру Рерихов, не был осуществлён.
Совет и сотрудники Сибирского Рериховского Общества,
9 марта 2017 г.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.