Живая Этика должна прежде всего выражаться в Этике явленных действий каждого дня. Рерих Е.И. Письмо от 31.05.1934 |
8 апреля в Музее Н.К. Рериха прошла лекция-презентация Елизаветы Малининой «Искусство буддизма дзэн: Путь к озарению». На ней слушатели прикоснулись к философии японского искусства и могли приобрести переизданную книгу автора «Искусство, рожденное безмолвием»
Вступительное слово Людмилы Ганиной
к лекции Елизаветы Малининой
Мы знаем об особом интересе Рерихов к Востоку. Николай Константинович писал: «Запад действительно многое самое ценное воспринял от Востока. И религия, и философия и многие другие ценнейшие нахождения по справедливости должны быть отнесены именно к Востоку, к Азии». (Н.К. Дары Востока)
«Восток: лики Прекрасного» – так называлась выставка, работавшая в нашем музее ровно год назад. На ней мы познакомились с миниатюрами в восточном стиле Елизаветы Малининой. Параллельно с выставкой шли её лекции «Духовно-эстетическое своеобразие Японского искусства», «Традиционный китайский пейзаж. Вселенная в миниатюре. Синтез искусств: литература, каллиграфия, живопись».
Елизавета Евгеньевна Малинина – востоковед, кандидат филологических наук, доцент, преподаватель кафедры Востоковедения НГУ. Автор многочисленных публикаций по духовной культуре Японии и переводов японской художественной прозы на русский язык. Художник и фотограф, на счету которой числится уже не одна персональная художественная выставка, проведённая в России и за рубежом.
Елизавета Евгеньевна постоянно сотрудничает с журналами «Культура и время» и «Восточная коллекция», где напечатаны многие её статьи. Издан набор открыток «Сады и храмы Японии».
В 2013 г. Новосибирским государственным университетом была выпущена книга Елизаветы Малининой «Искусство, рожденное безмолвием». Монография рассказывает о некоторых гранях японского искусства, вдохновленного идеями и эстетическими принципами дзэн-буддизма. Открывая книгу, читатель получает возможность проникнуться красотой дзэнского сада, приобщиться к таинству чайного ритуала, узнать об особенностях дзэнской живописи тушью. Впервые российский читатель знакомится с жизнью и творчеством величайшего художника XV столетия Сэссю. Первые две главы книги целиком иллюстрированы фотографиями автора.
Монография вышла небольшим тиражом и быстро исчезла из продажи. Мы рады, что эта прекрасная книга переиздана, и сегодня автор проведет презентацию 2-го издания.
Хочется особо подчеркнуть, что Елизавета Малинина дважды проходила длительную научную стажировку в Научно-исследовательском институте по проблемам дзэн-буддизма Ханадзоно (Киото, Япония) и, что она является приглашенным профессором Международного университета Акита (Япония), где читает японским студентам лекции по японской культуре.
Традиция дзен представляет собой уникальную разновидность духовной культуры Востока, в ходе долгой истории доведенной до совершенства. Дзен хочет заставить нас смотреть прямо в саму действительность и быть самой действительностью. Дзен хочет сказать, что за основу должен браться факт, реально испытанный каждым человеком, а не знание, или идея или понятие о нём.
Ещё приведем слова Винсента Ван Гога о японском искусстве: «Изучая искусство Японии, видишь человека, безусловно, мудрого, философски настроенного, рассудительного, – который проводит время как? Изучая расстояние от земли до луны? Нет. Изучая политику Бисмарка? Нет. Он изучает одну-единственную травинку. Но эта его травинка влечет за собой каждое растение, затем времена года, широкие деревенские просторы, затем животных. После – фигуру человека. И так он проходит через жизнь, и жизнь слишком коротка, чтобы охватить всё»…
Итак, «Искусство буддизма дзэн: Путь к озарению». Приглашаем к микрофону Елизавету Малинину...
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.