Опытные люди просят об испытаниях, иначе на чем утвердить силу нашу? Мир Огненный, ч.1, 634 |
С.Н. Рерих "Искусство и Жизнь".
Его картины представляют собой мощный духовный магнит, привлекающий людей. В работах Святослава Рериха прежде всего поражает необыкновенная яркость — возвышенность красочных сочетаний, светящихся «рериховских» тонов. Кажется, будто все краски мира вобрала в себя палитра художника. Необыкновенная внутренняя сила Святослава Николаевича оставила неизгладимый след в душе каждого, кто имел счастье соприкоснуться с ним.
Его выставки, общественная деятельность и встречи с представителями разных стран, общественностью, молодёжью послужили толчком к заинтересованности наследием Рерихов и их идеями.
С.Н. Рерих достойно продолжал гуманистическую деятельность своего отца. Во всех начинаниях Николая Константиновича: в создании просветительских организаций в Америке, в пропаганде идей пакта об охране творений человеческого гения, в организации и работе Гималайского института научных исследований, в сборе средств для Советской Армии.
Благодаря подвижнической деятельности Святослава Николаевича и его брата Юрия Николаевича мы можем прикоснуться к творчеству и идеям этой замечательной семьи.
Приблизилось то время, о котором мечтал Н.К. Рерих — наследие семьи становится достоянием не только Родины, но и всего мира. Сегодня имена Рерихов звучат в самых разных странах и на разных континентах. С этими именами ассоциируют слова «культура», «гуманизм», «справедливость», «братство народов».
Святослав Рерих твердо верил в светлое будущее человечества. Его картины — это светлые призывы к тому, чтобы мир стал лучше. Выставки его картин проходили во многих странах мира, в том числе с 1960 года во многих городах Советского Союза и имели огромный успех. В 1974 году С.Н. Рерих приезжает в Москву на торжественное празднование 100-летия со дня рождения Н.К. Рериха и своего 70-летия. Он привозит на родину для экспонирования 282 картины — свои и Н.К. Рериха. Большие выставки проходят в залах Академии художеств и Государственной Третьяковской галереи.
Центральным событием 1975 года в Новосибирске явилась выставка картин Николая Константиновича и Святослава Николаевича Рерихов. Выставка вызвала огромный интерес у новосибирцев. Наталия Дмитриевна Спирина была постоянным экскурсоводом на всех выставках картин Рерихов. Она скрупулёзно собирала буклеты, отзывы, газетные вырезки.
5 августа 1975 года в газете «Советская Сибирь» была опубликована статья Е. Осипова «С верой в человека». Слайдкомпозиция «Через искусство имеете свет», с которой познакомились гости музея, была основана на этой статье.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.