Каждый человек может кого-то чему-то научить, и он должен уметь это сделать… Мыслитель учил: «Каждый может служить ближнему, каждый может отдавать, если даже у него нет ни единой вещи. Как славно деяние, которое не может истощиться». Надземное, 477 |
Я в руки краски музыкальные беру
И на холсте неспешно кистью провожу.
И проявляются вдруг образы без бликов
Ушедших композиторов великих.
Е. Лысак
21 октября в Музее Н.К. Рериха состоялась презентация нового сборника новосибирского композитора Евгения Лысака — «12 портретов композиторов».
Автор так видит роль и вклад в культуру великих композиторов, которым он посвятил свои произведения: «Несмотря на тяжёлые времена, войны, хаос, разрушения, которые сопровождают любой век без исключения, эти гениальные люди пытались достучаться до искалеченных душ людей силой своей музыкальной мысли. Они целенаправленно делали своё дело, отдаваясь ему без остатка, порой ценой собственного здоровья.
Они не ждали за это благодарности, денег, славы и почёта, они просто жили и созидали эти невидимые формы музыкальной материи, которые заполняли собой пространство, напитывая его необыкновенной красотой и гармонией.
Как показывает жизнь, всё, что несёт в себе разрушающую основу, рано или поздно превращается в тлен и со временем забывается как страшный сон, и только лишь культура бессмертна и ценна по своей сути».
Также Евгений рассказал пришедшим на концерт о том, как создавались музыкальные портреты: «Когда я взялся за сочинение этих двенадцати портретов, я не знал, с чего мне начать: перелопатить горы нотной литературы и прослушать многочасовые аудиозаписи мне не представлялось возможным. Ответ пришёл сам собой.
Я садился за фортепиано и начинал на клавишах воображаемой кистью вырисовывать различные музыкальные фразы, которые постепенно начинали обретать определённые очертания. Как будто сами композиторы помогали мне найти правильное направление музыкальной мысли.
После написания каждого портрета я был поражён, насколько музыка точно вырисовывает образ композитора в стилистическом и мелодическом плане, как будто я являюсь всего лишь проводником, через который каждый композитор попытался сказать свои последние слова».
Слушатели тепло приняли Евгения Лысака и благодарили его за необычную встречу, посредством музыкальных образов, с великими композиторами прошлого: Ф. Шопеном, И.С. Бахом, С.В. Рахманиновым, В.А. Моцартом, П.И. Чайковским, Э. Вилла-Лобосом, Ф. Шубертом, Ж.М. Равелем, Р. Шуманом, С.С. Прокофьевым и Л. Бетховеном.
В завершение «прозвучал» автопортрет композитора, который просматривался в каждой исполненной на концерте пьесе.
Исполнил фортепианный цикл молодой пианист Василий Денисенко.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.