Нужно быть снисходительными к другим и строгими к себе. Рерих Е.И. Письмо от 29.08.1934 |
11 ноября в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске открылась яркая, жизнерадостная выставка изделий, выполненных народными мастерами, - «Сказы Уймонской долины». Приехала она из села Верхний Уймон Республики Алтай.
Праздник открылся выступлением хора студентов «Песенная артель» отделения сольного и хорового народного пения Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова. Руководитель – заслуженный деятель искусств России Ольга Александровна Гурина.
Затем слово взяла ведущая праздника Людмила Толстихина.
Кто никогда не был в Уймонской долине, посмотрев эту выставку, наверное, догадался, что место это необыкновенно красивое, вдохновляющее на творчество, и люди там живут добрые, мудрые, трудолюбивые, чистые сердцем. А кто побывал там, подтвердит, что всё это, действительно, так.
Уймонская долина находится на юге Республики Алтай, на высоте 1000 метров над уровнем моря. Протяжённость её с запада на восток составляет 30 километров. Со всех сторон она закрыта горами: с севера - Теректинским хребтом, с юга - Катунским, который увенчан главной вершиной Алтая – священной Белухой. Красавица Катунь протекает через всю долину.
Природа Уймонской долины не только красива, но и богата. По одной из многих версий, само название долины происходит от слова «уйма» - всего вдоволь, природа даёт всё, необходимое для жизни человека. По этой причине люди селились в этих местах начиная с каменного века. В Уймонской долине археологи обнаружили остатки стоянок времён палеолита, курганы скифских времён, каменные изваяния тюркского периода.
В XVII веке, после раскола церкви, сюда бежали не смирившиеся с реформами крестьяне-старообрядцы. За высокими горами они надеялись сохранить в чистоте свою исконную православную веру и «стариковский» уклад жизни. Староверами были основаны многие сёла в Уймонской долине, одно из них – Верхний Уймон. Именно в местах расселения старообрядцев появилась роспись.
В 1926 году Н.К. Рерих, побывав в Верх-Уймоне, записывает в своём путевом дневнике об уймонской мастерице Агашевне. На выставке вы увидите панно «Уймонская мастерица», посвящённое Агашевне: как та ходила босиком с холщовой сумкой на плече, в которой были кисти и краски, как она расписывала сельские дома, чтобы внести в них частичку счастья и оберечь их.
Мы знаем, что Н.К. Рерих проявлял интерес к народному творчеству, большое значение придавал прикладному искусству. Но сам термин «прикладное искусство» он считал крайне неудачным. Рерих не делил искусство на прикладное и высокое, чистое. Он говорил: «Всякое хорошее искусство и высоко и жизненно». Всякое искусство призвано глубоко напитать саму жизнь.
Народное искусство долгое время считалось в сравнении с профессиональным искусством чем-то неважным и незначительным, не заслуживающим внимания. Но уже в конце XIX – начале ХХ века многие художники, прежде всех В.М. Васнецов, И.Я. Билибин, И.Е. Репин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих и другие, обращаются к украшению жизни, к созданию нового русского стиля на основе изучения исконного русского искусства.
Рерих был одним из первых, кто ещё в начале ХХ века обратил внимание на ценность народного декоративно-прикладного искусства, глубоко изучал его, был инициатором и участником многих культурных проектов не только по охране старины, но и по возрождению народных ремёсел и художественных промыслов. И в России, будучи директором Школы Императорского общества поощрения художеств, и в Америке в Институте Объединённых искусств он открыл множество художественно-ремесленных мастерских – для того, чтобы красивые предметы входили и наполняли саму жизнь, а не только музеи.
И вот спустя почти 100 лет после Агашевны и после пребывания Н.К. Рериха в Верх-Уймоне здесь создаётся экспериментальная художественная мастерская «Жар-Цвет», чтобы изучать, сохранить и развивать русские народные промыслы. А ведь старообрядческая культура — это и есть исконно русская культура, которая лучше всего сохранилась в Алтайских горах.
Художники, которые работают в мастерской, хорошо понимают ценность народного искусства, которое создавалось многими поколениями талантливых мастеров. Оно воплотило в себе высокую художественную культуру, миропонимание народа, его единство с природой – то, чего так не хватает и к чему так стремится современный человек.
* * *
Вторая часть репортажа, где мы подробней представим художников и изделия выставки, ещё последует, а сейчас предлагаем вам посмотреть фильм об экспериментально-творческой мастерской "Жар-цвет", подготовленный студией СибРО.
Отметим также, что «Песенная артель» радовала нас своими выступлениями несколько раз на протяжении этого праздничного дня. Два творческих коллектива — совсем разные, но делают одно важное и нужное дело: собирание, изучение, сохранение и распространение народного русского искусства: песенного, изобразительного.
(перейти ко второй части репортажа)
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.