Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Необходимо понять закон противления как стимул творчества; стимул, который напрягает каждое строительство.

Мир Огненный, ч.3, 212

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Масочный режим обязателен.
Часы работы
Летний сезон: ежедневно
с 9-00 до 19-00
Цена билета
Гражданам РФ:
Полный билет – 300 руб.
Льготный билет – 50 руб. (дети 7-17 лет)
Иностранцам:
300 руб.
Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты
Масочный режим обязателен.

Репортаж с открытия выставки «Сказы Уймонской долины». Часть 1

14.11.2017


11 ноября в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске открылась яркая, жизнерадостная выставка изделий, выполненных народными мастерами, - «Сказы Уймонской долины». Приехала она из села Верхний Уймон Республики Алтай. 

Праздник открылся выступлением хора студентов «Песенная артель» отделения сольного и хорового народного пения Новосибирского музыкального колледжа имени А. Ф. Мурова. Руководитель – заслуженный деятель искусств России Ольга Александровна Гурина.

Затем слово взяла ведущая праздника Людмила Толстихина.

Кто никогда не был в Уймонской долине, посмотрев эту выставку, наверное, догадался, что место это необыкновенно красивое, вдохновляющее на творчество, и люди там живут добрые, мудрые, трудолюбивые, чистые сердцем. А кто побывал там, подтвердит, что всё это, действительно, так.

Уймонская долина находится на юге Республики Алтай, на высоте 1000 метров над уровнем моря. Протяжённость её с запада на восток составляет 30 километров. Со всех сторон она закрыта горами: с севера - Теректинским хребтом, с юга - Катунским, который увенчан главной вершиной Алтая – священной Белухой. Красавица Катунь протекает через всю долину.

Природа Уймонской долины не только красива, но и богата. По одной из многих версий, само название долины происходит от слова «уйма» - всего вдоволь, природа даёт всё, необходимое для жизни человека. По этой причине люди селились в этих местах начиная с каменного века. В Уймонской долине археологи обнаружили остатки стоянок времён палеолита, курганы скифских времён, каменные изваяния тюркского периода.

В XVII веке, после раскола церкви, сюда бежали не смирившиеся с реформами крестьяне-старообрядцы. За высокими горами они надеялись сохранить в чистоте свою исконную православную веру и «стариковский» уклад жизни. Староверами были основаны многие сёла в Уймонской долине, одно из них – Верхний Уймон. Именно в местах расселения старообрядцев появилась роспись.

В 1926 году Н.К. Рерих, побывав в Верх-Уймоне, записывает в своём путевом дневнике об уймонской мастерице Агашевне. На выставке вы увидите панно «Уймонская мастерица», посвящённое Агашевне: как та ходила босиком с холщовой сумкой на плече, в которой были кисти и краски, как она расписывала сельские дома, чтобы внести в них частичку счастья и оберечь их.

 

Мы знаем, что Н.К. Рерих проявлял интерес к народному творчеству, большое значение придавал прикладному искусству. Но сам термин «прикладное искусство» он считал крайне неудачным. Рерих не делил искусство на прикладное и высокое, чистое. Он говорил: «Всякое хорошее искусство и высоко и жизненно». Всякое искусство призвано глубоко напитать саму жизнь.

Народное искусство долгое время считалось в сравнении с профессиональным искусством чем-то неважным и незначительным, не заслуживающим внимания. Но уже в конце XIX – начале ХХ века многие художники, прежде всех В.М. Васнецов, И.Я. Билибин, И.Е. Репин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих и другие, обращаются к украшению жизни, к созданию нового русского стиля на основе изучения исконного русского искусства.

Рерих был одним из первых, кто ещё в начале ХХ века обратил внимание на ценность народного декоративно-прикладного искусства, глубоко изучал его, был инициатором и участником многих культурных проектов не только по охране старины, но и по возрождению народных ремёсел и художественных промыслов. И в России, будучи директором Школы Императорского общества поощрения художеств, и в Америке в Институте Объединённых искусств он открыл множество художественно-ремесленных мастерских – для того, чтобы красивые предметы входили и наполняли саму жизнь, а не только музеи.

И вот спустя почти 100 лет после Агашевны и после пребывания Н.К. Рериха в Верх-Уймоне здесь создаётся экспериментальная художественная мастерская «Жар-Цвет», чтобы изучать, сохранить и развивать русские народные промыслы. А ведь старообрядческая культура — это и есть исконно русская культура, которая лучше всего сохранилась в Алтайских горах.

Художники, которые работают в мастерской, хорошо понимают ценность народного искусства, которое создавалось многими поколениями талантливых мастеров. Оно воплотило в себе высокую художественную культуру, миропонимание народа, его единство с природой – то, чего так не хватает и к чему так стремится современный человек.

* * *

Вторая часть репортажа, где мы подробней представим художников и изделия выставки, ещё последует, а сейчас предлагаем вам посмотреть фильм об экспериментально-творческой мастерской "Жар-цвет", подготовленный студией СибРО.


Отметим также, что «Песенная артель» радовала нас своими выступлениями несколько раз на протяжении этого праздничного дня. Два творческих коллектива — совсем разные, но делают одно важное и нужное дело: собирание, изучение, сохранение и распространение народного русского искусства: песенного, изобразительного. 

(перейти ко второй части репортажа)



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.