Сердце – самый независимый орган, можно дать ему свободу к добру, и оно поспешит наполниться психической энергией. Братство, 290 |
(перейти к первой части репортажа)
Продолжаем репортаж с открытия выставки «Сказы Уймонской долины» 11 ноября в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске.
«Изучая и заимствуя народные образы и мотивы, наши художники наполняют их новым содержанием, совершенствуют художественные приёмы, находятся в постоянном поиске, - отметила ведущая Людмила Толстихина. - Потому что сберечь исконное – не значит законсервировать его, остановить развитие. Художественные промыслы, естественно, испытывают влияние современности, они должны развиваться. Однако традиция при этом остаётся неизменной. Как говорит Т.Е. Наговицына, наш замечательный мастер: "Всякое ремесло – это живой организм, настоящие мастера не боятся новаторства. Традиция находится в постоянном движении, отбирая и закрепляя всё лучшее в художественной практике"».
Далее с приветственным словом выступил директор Творческого объединения «Город мастеров» А. Е. Корсун. Он говорил о той значительной роли, которую выполняет объединение, возрождая народную культуру, обучая азам ремесла сельских ребятишек.
Основное направление исследований и творчества нашей мастерской – урало-сибирская роспись. Название росписи говорит само за себя: эта роспись зародилась на Урале и в Сибири. Этой работой руководит народный мастер Алтайского края по росписи Тамара Ефимовна Наговицына. Разработанный ею сувенир «Уймонка» уже стал «брендом» района. Тамара Ефимовна прислала своё приветствие выставке.
От всей души поздравляю всех с открытием замечательной выставки «Сказы Уймонской долины»!
Непростые цели и задачи поставлены нашим творческим Объединением: нести культуру и красоту окружающего мира; любить и беречь уникальную природу, с её цветущими альпийскими лугами и великолепием алтайских гор, с людьми светлыми и чистой душой; возрождение самобытной старообрядческой культуры Уймонской долины и не только сберечь, сохранить традиции росписи, но и адаптировать ее к современным условиям.
Всё это вдохновляет нас, художников и мастеров, создавать праздничную радость. Здесь живут сказка и реальность, традиция и современность. Мы желаем, чтобы мир был устроен красиво и гармонично, чтобы стал добрее. Все наши работы несут в себе благопожелание, и понадобится еще немало открытий таких выставок, чтобы показать всю красоту и щедрость Уймонской долины.
Ирина Ивановна Сереброва не только сама занимается урало-сибирской росписью, но и обучает этому детей – школьников. При мастерской «Жар-Цвет» создана детская студия росписи «Жарки». Вот как сказано об этой студии в материалах выставки.
В селе Верх-Уймон Усть-Коксинского района при творческом объединении «Город мастеров» Сибирского Рериховского Общества с 2010 года работает студия художественной росписи «Жарки». В ней занимаются дети разных возрастов, живущие как в Верх-Уймоне, так и в других сёлах Уймонского поселения. Они осваивают технику урало-сибирской росписи, изучают её основы. Руководит студией И.И. Сереброва.
Занятия проходят в мастерской, в специально оборудованном помещении, где созданы все условия для обучения и творчества. Стоит отметить, что занятия проводятся бесплатно и учащиеся обеспечиваются всем необходимым — красками, кистями, бумагой и другими материалами.
Дети имеют возможность познакомиться с работами опытных мастеров, посмотреть учебные фильмы и слайд-композиции, знакомящие с росписью и другими направлениями декоративно-прикладного искусства.
Будущие мастера с живым интересом и увлечением расписывают предметы домашнего обихода — плечики для одежды, шкатулки, доски и тарелки, а также стулья и даже дуги для конской упряжи. Они создают своими руками сувениры, расписные открытки и декоративные панно и с радостью дарят их родным и близким.
В 2016 – 2017 учебном году участники студии предоставили свои работы на республиканский конкурс прикладного искусства и заняли призовые места. Диплом первой степени получила Валентина Зяблицкая за работу, выполненную в стиле домовой росписи.
Все художники работают бок о бок в одной мастерской, вдохновляются общими для всех видами окрестной природы, но насколько оригинально, непохоже их творчество. У Натальи Станиславовны Давыденко свои излюбленные мотивы – ни с кем не перепутать. Это рябинки и берёзки.
Анатолий Петрович Веселёв – художник и строитель. Своими руками строил Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне, мастерскую и город мастеров. Постоянные наши посетители помнят его персональную выставку живописи и графики, которая проходила у нас в музее весной-летом этого года. Можно сказать, что он стал основоположником нового стиля: декоративные деревянные тарелки, в которых сочетается красота природного камня, алтайский орнамент и элементы скифского звериного стиля.
На открытии выставки он поучаствовал в онлайн-формате.
Поздравляю участников и коллег с открытием выставки творческой мысли, украшающей жизнь человека!
История появления росписи по дереву в Верх-Уймоне при Музее Н.К. Рериха.
Я приехал в Верх-Уймон в августе 1999 года для участия в продолжении строительства Музея. В 2004 году состоялась первая выставка моих акварелей в районном центре Усть-Кокса в местном клубе. После выставки ко мне в Верх-Уймон стала приезжать Татьяна Ивановна Гольская из села Замульта (впоследствии она организовала творческую мастерскую в селе Мульта). Татьяна Ивановна просила помочь ей в создании местной росписи. Нанеся несколько визитов и не видя встречного движения, Татьяна Ивановна ко мне с данным предложением больше не подходила. Теперь, смотря из настоящего, я понимаю, что идея организации росписи витала в пространстве многие годы и искала своих исполнителей. В 2006 году приехали в Верх-Уймон для строительства мастерской В.Н. Лихачёв и А.В. Садовой. В конце года часть мастерской была утеплена и Виктор Николаевич начал точить тарелки из кедра. В 2007 году была организована В.Н. Лихачёвым изостудия для сотрудников, которую вёл Виктор Николаевич, а я ему в этом помогал. В разгаре творчества в том же году сотрудники и я начали работать по росписи деревянных тарелок. Первые композиции были растительно-цветочного характера, и где-то в конце 2008 года Лихачёв предложил ввести в композицию росписи элементы скифско-звериного стиля. Расписывая первые тарелки, я ввёл в роспись кроме элементов звериного стиля алтайский орнамент в собственной интерпретации. Это нашло отклик среди сотрудников, которые отметили новизну и необычный подход, и я продолжил данный опыт. Впоследствии задача усложнилась тем, что тарелки стали инкрустироваться поделочными камнями: яшмой, малахитом, чароитом и т.п. Сложность состояла в том, что надо было композиционно вписаться в камни и колористически гармонировать с ними, то есть подобрать цвет и тон под камни, чтобы состоялась целостность предмета.
Мною было расписано более 60 тарелок, многие из них были подарены друзьям СибРО.
Следующие два художника – Анна и Игорь Кремлёвы. Они не смогли приехать, но прислали рассказ со слайдами.
Мы работаем в разных техниках и направлениях изобразительного искусства: станковая живопись, графика, фреска, мозаика, декоративная роспись.
Работаем с разными интересными людьми и их заказами, и еще не было повторяющихся работ, так как мы стремимся к разнообразию.
Преподавательская деятельность является продолжением творчества, преподаем людям разных возрастов, помогаем им увидеть красоту в повседневности и запечатлеть ее. Рассказываем о различных художниках, и стараемся обратить внимание на замысел картины, так как считаем, что картины — это часть истории человечества. Мы постоянно горим идеями, о том как улучшить метод преподавания, и еще более доступным путем рассказать о сложных вещах. Наши уроки насыщены информацией, в то же время проходят легко с юмором, и со стремлением к постижению нового.
Кремлёва Анна… «В своем творчестве ставлю перед собой задачу, достичь того, что мне кажется невозможным. Меня вдохновляют работы художников передвижников, на их произведениях формирую свой вкус и технику живописи.»
Кремлёв Игорь… «Свои идеи к картинам черпаю из древних мифов, саг различных народов. Помимо живописи меня увлекает историческая реконструкция; ковка средневекового оружия, и создание средневековой одежды.»
Желаем всем молодым, творческим людям гореть идеей творить самое высокое и прекрасное для человечества. Молодые художники, на ваших произведениях воспитывается будущее поколение, будьте внимательны к своим работам. Воплощайте идеи с любовью и добрым сердцем, с пониманием и состраданием к окружающему.
Пусть повседневные заботы не лишают вас возможности узнавать великие достижения людей. Совершенствуйте себя через вечные звуки классической музыки, через картины великих художников, через истину, находящуюся меж строк поэтов и писателей.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.