…Лишь тонкое восприятие даст тонкое понимание. Мир Огненный, ч.3, § 120 |
25 ноября в Музее Н.К. Рериха состоялась встреча в музыкальном лектории, которая называлась «”Унылая пора, очей очарованье…” — Осень глазами художников, поэтов, композиторов». Встречу вела, как всегда очень вдохновенно, Эльвира Полонская.
В концерте приняли участие и опытные музыканты, и начинающие. Перед зрителями выступили учащиеся детской школы искусств № 18 (г. Новосибирск): фортепианный дуэт Ярославы Белобородовой и Матвея Козачка исполнили Вальс (соч. 8) М. Мошковского, Мария Титенко — Прелюдию А.К. Лядова. Студентка Новосибирской специальной музыкальной школы (колледжа) Мария Баева-Кузнецова (скрипка, класс проф. М.А. Кузиной) виртуозно исполнила «Осень» из «Времён года» А. Вивальди.
Фортепианный дуэт Эльвиры и Анатолия Полонских порадовал слушателей замечательным исполнением произведения Г.В. Свиридова «Весна – Осень» и двух миниатюр А.Г. Шнитке: «Болдино» (из «Пушкин-сюиты») и «Постлюдии» (из музыки к мультфильмам по рисункам А.С. Пушкина).
Анатолий Полонский исполнил также две пьесы из «Времён года» П.И. Чайковского: «Октябрь. Осенняя песня» и «Сентябрь. Охота».
Завершился концерт выступлением солистки Новосибирского оперного театра Ольги Колобовой, с большим проникновением исполнившей романс П.И. Чайковского «Осень» и поразительное по красоте и глубине произведение В.А. Гаврилина «Осень» (партия фортепиано — Э. Полонская).
Особое очарование этой встрече, проходившей в последние дни календарной осени, придали звучавшие в аудиозаписи лучшие стихи русских поэтов о прекрасной золотой поре, сопровождавшиеся слайдами с картин И.И. Левитана, Н.Н. Репина, В.Д. Поленова, Б.М. Кустодиева и других художников.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.