Качества духа – это нити, протянутые из далёкого прошлого в бесконечность будущего. И бесконечен их рост. Грани Агни Йоги, 1963, § 108 |
Относительно небольшой по своим размерам двухэтажный дом Музея Н.К. Рериха, состоящий из четырёх комнат, прируба и балкона, летом напоминает улей, наполненный гудением голосов, движением туристов. Кто они, наши гости?
Это и организованные группы, которые привозят в музей гиды турфирм, группы, самостоятельно совершающие путешествие к Белухе, Мультинским озёрам и другим красотам Усть-Коксинского района; очень часто приезжают на машинах семьи, коллективы друзей, мото- и велотуристы и одиночные пешие путешественники. География посетителей — от Владивостока до Таллинна, от Кавказа до Таймыра и Ямала. Традиционно больше всего приезжает туристов из Новосибирска, Красноярска, Барнаула, Бийска, Москвы и Санкт-Петербурга. Кто-то специально издалека приезжает именно в этот музей, другие попадают сюда в рамках культурной программы туров, некоторые туристы идут в музей, спускаясь с гор, или, наоборот, перед восхождениями.
Многое рассказывают о наших посетителях их глаза и надолго запоминаются те, которые широко распахнуты, излучают любознательность. Мы постоянно встречаемся с такими стремящимися к познанию посетителями, впитывающими, ловящими каждое слово экскурсовода и неотрывно смотрящими на него все полтора-два часа экскурсии. Ведь говорится в музее и о наступающей Новой Эпохе, и о значении Алтая и Сибири для будущего, и о многих гранях вечной истины, искры которой запечатлены на полотнах Н.К. Рериха.
Есть и те, для кого всё услышанное в музее, лишь слегка касается сознания, а для кого-то во время экскурсии открывается другой мир, нечто особенное, о чём ранее не думалось, не было известно.
Следует отметить, что при этом возраст практически не имеет значения. Такому посетителю может быть и пять, и пятнадцать, и тридцать и восемьдесят лет. Запомнилась бодрая группа пожилых людей, которым далеко за семьдесят, активно путешествующая по Алтаю. «Дух не знает возраста», — вспоминаются слова Наталии Дмитриевны Спириной. Подобные посетители в конце экскурсии нередко говорят: «Мы понимали вас поверх слов». Иногда просто показывают жестами — от сердца к сердцу.
Очень показательным является посещение музея семьёй с семилетней девочкой — они приехали из Бийска. В книжном салоне, где приобретаются входные билеты, девочка, указав на сборник стихов Н.Д. Спириной «Капли», попросила родителей купить его ей. Её просьбу родители «не заметили». Во время экскурсии по музею, длившейся около полутора часов, ребёнок очень внимательно слушал, и когда семья снова оказалась в киоске, девочка повторила свою просьбу: купить ей сборник стихов «Капли» или «Перед Восходом». После экскурсии родители с уже пониманием приобрели «Капли» и две открытки с произведениями Святослава Рериха: «Профессор Николай Рерих» и «Заросли в джунглях». И кто знает, как отзовётся в будущем в судьбе девочки это посещение музея и её первые соприкосновения с духовным миром.
А 11-летний Арсений прибыл на Алтай с родителями и старшим братом на автомобиле из Сочи (посёлок Лазаревский). Мальчик оказался чрезвычайно любознательным и разговорчивым. Он прочёл вслух все изречения Н.К. Рериха, размещённые на стенах музея, с просьбой их разъяснить и, не дожидаясь ответа, сразу же комментировал их, как это он сам понимал. В избе, где находятся бытовые предметы и домашняя утварь жителей села Верх-Уймон 20-х годов прошлого столетия, Арсений поразил экскурсовода своими знаниями, рассказывая, что это за предмет и как им пользовались.
Обычно дети, которые приезжают на экскурсию, многого о недавнем прошлом уже не знают: маленькую гирю, что стоит на полочке, называют гантелью, а у старинного утюга ищут провод и розетку, не найдя, начинают рассуждать, как же он работал. Тут теории ещё интереснее — от заполнения его горячей водой, что тут же опровергается дырочками в утюге, через которые вода сразу же выльется, до утверждения, что это был беспроводной, вай-фай утюг. Коромысла тоже не знают. Один мальчик, показав на стену, где оно висело, сказал: «Я знаю, что это за палка, на ней вёдра с водой носили». Ножницы для стрижки овец называют секатором, которым когда-то траву срезали. После таких ответов порой задумаешься, правильно ли мы определяем назначение предметов, найденных археологами во время раскопок, и не рассуждаем ли мы о них как эти дети, не зная того времени.
Пользуется спросом и действующий на усадьбе музея старинный колодец-журавль. Туристы постоянно наполняют водой ёмкости в дорогу, пьют здесь же у колодца из кружек, хвалят вкус студёной колодезной воды. У детей тоже особый интерес к колодцу-журавлю, как и к детской площадке с игрушками и с ярко расписанной деревянной лошадкой, на которой постоянно кто-то из малышей катается. Детей в этом сезоне много, большинство туристов путешествует семьями. В музей часто приходят мамы с младенцами на руках и малышами, которые иногда ползают по полу рядом с экскурсоводом.
Заметно отличаются от остальных туристы, которые только что спустились с гор, — не столько загоревшими и обветренными лицами и видавшей виды туристической экипировкой, сколько горящими глазами, особым интересом к теме «Рерих и Белуха», близостью впечатлений от трудных каменистых троп и перевалов, горных восходов и театра облаков, ливней и альпийских лугов с разноцветьем жарков и аквилегий, аконитов и примулы, альпийских маков и астр, от атмосферы погружения в чистоту горного мира, столь далёкого от городской суеты и столь близкого к бездонному небу и дерзновенному полёту мысли.
После экскурсий посетители с интересом посещают павильон сувениров и книжный салон. Книги, репродукции картин в рамах, точёные и расписные изделия из алтайского кедра, и многое другое они увозят отсюда в родные края на память о встрече с Алтаем. Впечатления, полученные в музее Рериха, продолжают жить в сердцах людей не один год. Многие наши посетители, вновь приезжая сюда через пять, а то и десять лет, хорошо помнят экскурсовода, который тогда водил их по музею, радуются новым встречам, привозят своих родственников и друзей.
Впечатления гостей музея, оставленные в книге отзывов.
Пишут дети.
«Очень хорошая экскурсия, хорошие экспонаты. Было очень интересно послушать экскурсию! Огромное спасибо!» Калюжная Лера, 12 лет. Новосибирск (свой отзыв она украсила сердечками).
«Спасибо». (Неровным почерком написано только одно слово и четыре детские подписи под ним).
«Понравилось мне очень. А музей хороший» (мальчик, 11 лет).
Приведём несколько отзывов взрослых посетителей.
«Спасибо экскурсоводу за уникальную лекцию, исчерпывающую информацию, доброе сердце, любовь и уважение к посетителям».
Кандидат искусствоведения, доцент Алтайского государственного университета Костерина Мария Геннадиевна.
«С любовью из Москвы. С восхищением и духовным подъёмом еду дальше по Алтаю. Искренняя благодарность за экскурсию».
Косарев В.А.
«Выражаем благодарность сотрудникам музея за хранение светлой памяти семьи Рерихов. Экскурсовод смогла донести до слушателей потаённые глубины духовного наследия Рерихов. Спасибо».
Е.А. Трофимова, д.ф.н, доцент Социологического института РАН. Санкт-Петербург.
«Огромная благодарность за интересную и познавательную экскурсию, веру в светлое будущее России. Нам часто не хватает таких увлечённых и неравнодушных людей. Спасибо».
Группа из Москвы и Московской области и Ростова-на-Дону.
«Чудесная экскурсия! Вдохновляет. Хочется вернуться снова».
Семья Буяновых.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.