Добрый человек тот, кто творит добро. Сотворение добра есть улучшение будущего. Мир Огненный, ч.2, 286 |
Культурный зов
Как же хорошо снова оказаться в атмосфере творчества и красоты духа, прекрасных картин Николая Рериха с величавыми пейзажами гор, увидеть часовню Сергия Радонежского…
Такие люди, как он – вне времени. Вспоминая, мы как бы даём им вход в наше время, и в награду получаем силу, уверенность, понимание. Такая возможность представилась в минувшее воскресенье.
Очередной Круглый Стол в музее Рериха состоялся 29 июля. Обновлённый зал третьего этажа был заполнен. Пришли не только новосибирцы, прибыли сотрудники и друзья рериховских обществ из других городов России и зарубежные гости.
И вот открытие Круглого стола: слушатели, участники знакомятся с программой сегодняшнего дня. Как всегда, нас ожидает много интересной, познавательной информации и духовной пищи.
Первая встреча – это повествование под названием «Имя твоё – Сергий», звучит композиция Натальи Дмитриевны Спириной и рассказ о необыкновенном Человеке, очень простом в быту и нереально сильном в спасении России – Сергии Радонежском. Голос рассказчика звучит на фоне демонстрации оцифрованных полотен Николая Рериха «Святой Сергий», Сергий – Строитель, «Криптограммы Востока», «Сергиева пустынь», «Сам вышел», «И не убоимся (И мы не боимся)»…
На полотне Николая Рериха «Святой Сергий» – кульминация мысли о России, образ, от которого невозможно отвести взгляд, он наполняет силой духа, глубиной и кротостью одновременно: Храм в руках Святого - как символ будущего России, задний план картины (храмы, церкви, часовни) усиливает мощь устремления в будущее, призыв к действию. Картина «Сергий – Строитель» возвращает к началу пути святого подвижника Сергия, когда юный Варфоломей ушёл в лес и в уединении выстроил часовню, келью, создал общину, где все трудились наравне с ним и мыслью и силой духа молились о России.
…Картина на мониторе меняется, теперь перед нами «Святой Сергий», написанный Николаем Рерихом в 1942 – 1947 годах. В эти годы та же тема созидания разворачивается в другом ключе. Строительство часовни на холме – тяжкий, но упорный труд Победы.
Тема спасителя Родины прошла красной нитью, в тот день вновь говорили о заслуге Сергия в победе на поле Куликовом, его напутствии Минину и Пожарскому.
Словом, во всех проявлениях, во всех действиях Преподобного было столько мощи, любви к России, стремления помочь людям, что одной силой нравственной мысли он помогал одерживать победу, решать ход событий планетарного масштаба. И в это невозможно не верить.
В продолжение темы творчества и подвижничества на мониторе актового зала «зазвучали» «Горные пейзажи в творчестве Николая Рериха». Ученик Куинджи, мастера цвета, превзошёл своего учителя по чистоте и осознанности передачи цвета, где каждый цвет – символ состояния мира, духа, пространства. Красный, пурпурный – жизнь и мировой огонь. Синий – божественный. Белый – загадочный – пространственное мышление, он вызывает желание узнать, что же там, за облаками. Чёрный – контраст мрака для перехода к свету. Чёткие, очерченные контуры, геометрия треугольника – символы восхождения вверх и божественного триединства усиливают мощь и одухотворённость горного пейзажа. Уловлено ритмическое строение гор, а метод параллельной перспективы в изображении как бы с высоты без уменьшения позволяет ощутить пространственность.
Б.А. Смирнов – Русецкий, чей очерк был представлен 29 –го июля, пишет: «… не только в русском, но и в мировом искусстве XX века Н.К. Рерих как мастер горного пейзажа занимает исключительное место. Нельзя назвать ни одного художника на Западе и в Индии, который с такой силой, полнотой и выразительностью отобразил мощь Гималаев». Темы его работ последних 20 лет жизни – это мир Азии, от Гималаев до Алтая. Туда он совершал длительные поездки, это было его делом его жизни. «Горы органически вошли в его творческое мышление, стали неотъемлемой частью его духовного мира» (Б.А. Смирнов-Русецкий).
Третьим подарком музея в этот день стал фильм, посвящённый творческому наследию ближайшего ученика Николая Рериха, Борису Николаевичу Абрамову. Б.Н. Абрамова мы знаем как подвижника, необычайно светлого и устремлённого человека, автора Граней Агни Йоги. Он был очень талантливым человеком, обладал поэтическим, музыкальным даром, писал замечательные акварели. С его графикой нас познакомил весьма познавательный слайд-фильм. 12 небольших работ, на которых изображены разные птицы, символизирующие мир (голубь), любовь и верность (лебедь), силу и устремлённость (орёл) и т.д. Каждая птица держит камень Алатырь, или Бел-Горюч камень, который по легенде или воскресит, или сожжёт. Относится это явление к русской мифологии и символизирует собой кристалл психической энергии, живущей в самом человеке. В некоторых интерпретациях Алатырь относят к посланию ангелов, Сокровищу. Существуют догадки, что графика эта, напоминающая заготовки для оттисков, предназначалась либо для медалей, либо для печатей. На эту мысль наводит 13-й рисунок с изображением креста для обратной стороны медали.
Таким образом, нам удалось открыть для себя ещё одну грань необычного таланта Бориса Николаевича.
Конечно же, скромный пересказ воскресного мероприятия не может отразить всю полноту впечатления. Ничто не заменит ощущения присутствия в атмосфере творческого созидания.С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.