Тонкость чувств, тонкость понимания, тонкость выражений и действий являются единым мерилом на пути продвижения. Рерих Е.И. Письмо от 21.06.1934 |
20 октября в Музее Н.К. Рериха состоялся концерт вокальной музыки. Произведения из репертуара Ф.И. Шаляпина исполнил лауреат международных конкурсов Максим Санкиров (г. Улан-Удэ); концертмейстер — Ксения Никулина (г. Новосибирск).
Перед началом концерта посетителям был представлен этот творческий проект:
* * *
«Гениальный сын Земли русской» — эти слова начертаны на розовой гранитной плите на могиле величайшего русского певца, когда-либо появлявшегося на оперной или концертной сцене, — Фёдора Ивановича Шаляпина.
История вокального сценического искусства не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы равного ему. Его называли сыном Богов, любимцем муз и вдохновенья, русским чудом.
Время жизни и творчества певца называют Эпохой Шаляпина. Два с лишним десятилетия блистал Шаляпин на русских сценах, покоряя слушателей своим талантом и нередко доводя их до слез восторга. Сила его таланта была такова, что, когда он пел песню «Эй, ухнем», в зале ощутимо возникал трагический образ волжских бурлаков с известного полотна Репина. И тут же певец мог перевоплотиться в обезумевшего от горя Мельника из оперы «Русалка» Даргомыжского или в самого Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст». Обладавший гигантской фигурой, статью, широкоплечий, с могучим голосом, певец мгновенно мог преобразиться из величественного и скорбного образа Бориса Годунова в надломленного, измождённого страдальца с потухшим взором, исполняя романс Рахманинова «Судьба».
Шаляпин воплотил целую галерею типажей русских людей, их характеров, портретов, вкладывая в эти персонажи всю свою любовь к человеку, глубокое понимание и сочувствие.
Трагичным оказался эпилог жизни артиста, когда неизбежностью стала разлука с родиной, отъезд с семьёй во Францию.
Н.К. Рерих, который был хорошо знаком с Фёдором Ивановичем не только лично, но и по спектаклям, которые ставились Дягилевым для Русских сезонов в Париже, высоко ценил искусство гениального мастера. Он писал: «Сколько раз государственные деятели Франции поминали именно русское художество как один из неоспоримых магнитов, спаявших бывшее франко-русское понимание. Дягилевский балет и опера! А сам Шаляпин!» И, называя его имя в ряду других деятелей русской культуры, Рерих утверждает: «Ведь это не была простая театральная антреприза, это были прекраснейшие посланники, вестники русские, которые навсегда закрепили низкий, приветливый поклон незабываемой России».
«Декорация к "Половецким пляскам" в 1906 в Париже дала мне много друзей, — вспоминал Рерих. — Из дягилевской постановки в Париже "Князя Игоря" один эпизод — незабываем — костюм хана Кончака для Шаляпина. Труден был Федор Иванович. Никогда не знаешь, к чему придерется. …Но ко мне всегда относился ласково. Оценил мой скифо-монгольский костюм. Умел и надеть его».
И ещё приведём слова людей, посетивших Рериха в его имении в Индии: «Приходила группа индусов, сикхов и американцев. Говорили, что русское искусство оставило особо глубокую память в Америке: в лице Рахманинова — музыка, Рериха — живопись и Шаляпина — пение».
Данный творческий проект, посвящённый 145-летию великого певца, будет представлен в необычной форме. Вы услышите музыкально-литературную композицию в исполнении лауреата международных конкурсов Максима Санкирова (г. Улан-Удэ) в творческом союзе с концертмейстером Ксенией Никулиной (г. Новосибирск). Композиция выстроена в виде моноспектакля, театра одного актёра, выступающего от имени Шаляпина. Весь текст заимствован из автобиографической книги Фёдора Ивановича Шаляпина «Маска и душа».
Максим в 2006 году закончил колледж искусств в Улан-Удэ им. П.И. Чайковского по классу вокала у Вячеслава Баяндаевича Елбаева — заслуженного работника культуры РФ и Республики Бурятия, кавалера ордена Почёта и медали Агвана Доржиева.
Затем обучался в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в классе Народного артиста России Сергея Николаевича Алексашкина. Дальнейшее обучение проходил в магистратуре университета им. А.И. Герцена. Вернувшись на родину, в Бурятию, работал в театре оперы и балета.
В данное время стажируется в Германии в Высшей музыкальной школе в г. Любек».
* * *
В концерте прозвучали произведения:
«Эй, ухнем», русская народная песня в обработке Ф. Кенемана;
«Два гренадера». Музыка Р. Шумана, слова Г. Гейне (пер. М. Михайлова);
«Перед воеводой» (баллада). Музыка А. Рубинштейна, слова И. Тургенева;
«Сомнение». Музыка М.И. Глинки, слова Н. Кукольника;
«Элегия». Музыка Ж. Массне, слова Л. Галле (пер. А.Сантагано-Горчаковой);
«О, если б мог выразить в звуке». Музыка Л. Малашкина, слова Л. Лишина;
«Вдоль по Питерской», русская народная песня
и другие.
Выступление молодого талантливого певца из Бурятии, обладателя красивого голоса, сочного глубокого тембра, было принято очень тепло и даже восторженно. Максим и Ксения были очень тронуты таким приёмом, расспрашивали о музее, о самом Н.К. Рерихе, после концерта осмотрели залы. Прощаясь, пообещали, что это не последнее их выступление в нашем музее.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.