Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Тонкость чувств, тонкость понимания, тонкость выражений и действий являются единым мерилом на пути продвижения.

Рерих Е.И. Письмо от 21.06.1934

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты
Новости Музея Рериха в Новосибирске

Максим Санкиров: концерт-посвящение Фёдору Шаляпину к 145-летию великого певца

20.10.2018


20 октября в Музее Н.К. Рериха состоялся концерт вокальной музыки. Произведения из репертуара Ф.И. Шаляпина исполнил лауреат международных конкурсов Максим Санкиров (г. Улан-Удэ); концертмейстер — Ксения Никулина (г. Новосибирск).

Перед началом концерта посетителям был представлен этот творческий проект: 

* * *

«Гениальный сын Земли русской» — эти слова начертаны на розовой гранитной плите на могиле величайшего русского певца, когда-либо появлявшегося на оперной или концертной сцене, — Фёдора Ивановича Шаляпина.

История вокального сценического искусства не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы равного ему. Его называли сыном Богов, любимцем муз и вдохновенья, русским чудом.

Время жизни и творчества певца называют Эпохой Шаляпина. Два с лишним десятилетия блистал Шаляпин на русских сценах, покоряя слушателей своим талантом и нередко доводя их до слез восторга. Сила его таланта была такова, что, когда он пел песню «Эй, ухнем», в зале ощутимо возникал трагический образ волжских бурлаков с известного полотна Репина. И тут же певец мог перевоплотиться в обезумевшего от горя Мельника из оперы «Русалка» Даргомыжского или в самого Мефистофеля из оперы Гуно «Фауст». Обладавший гигантской фигурой, статью, широкоплечий, с могучим голосом, певец мгновенно мог преобразиться из величественного и скорбного образа Бориса Годунова в надломленного, измождённого страдальца с потухшим взором, исполняя романс Рахманинова «Судьба».

Шаляпин воплотил целую галерею типажей русских людей, их характеров, портретов, вкладывая в эти персонажи всю свою любовь к человеку, глубокое понимание и сочувствие.

Трагичным оказался эпилог жизни артиста, когда неизбежностью стала разлука с родиной, отъезд с семьёй во Францию.

 

Н.К. Рерих, который был хорошо знаком с Фёдором Ивановичем не только лично, но и по спектаклям, которые ставились Дягилевым для Русских сезонов в Париже, высоко ценил искусство гениального мастера. Он писал: «Сколько раз государственные деятели Франции поминали именно русское художество как один из неоспоримых магнитов, спаявших бывшее франко-русское понимание. Дягилевский балет и опера! А сам Шаляпин!» И, называя его имя в ряду других деятелей русской культуры, Рерих утверждает: «Ведь это не была простая театральная антреприза, это были прекраснейшие посланники, вестники русские, которые навсегда закрепили низкий, приветливый поклон незабываемой России».

«Декорация к "Половецким пляскам" в 1906 в Париже дала мне много друзей, — вспоминал Рерих. — Из дягилевской постановки в Париже "Князя Игоря" один эпизод — незабываем — костюм хана Кончака для Шаляпина. Труден был Федор Иванович. Никогда не знаешь, к чему придерется. …Но ко мне всегда относился ласково. Оценил мой скифо-монгольский костюм. Умел и надеть его».

И ещё приведём слова людей, посетивших Рериха в его имении в Индии: «Приходила группа индусов, сикхов и американцев. Говорили, что русское искусство оставило особо глубокую память в Америке: в лице Рахманинова — музыка, Рериха — живопись и Шаляпина — пение».

Данный творческий проект, посвящённый 145-летию великого певца, будет представлен в необычной форме. Вы услышите музыкально-литературную композицию в исполнении лауреата международных конкурсов Максима Санкирова (г. Улан-Удэ) в творческом союзе с концертмейстером Ксенией Никулиной (г. Новосибирск). Композиция выстроена в виде моноспектакля, театра одного актёра, выступающего от имени Шаляпина. Весь текст заимствован из автобиографической книги Фёдора Ивановича Шаляпина «Маска и душа».

Максим в 2006 году закончил колледж искусств в Улан-Удэ им. П.И. Чайковского по классу вокала у Вячеслава Баяндаевича Елбаева — заслуженного работника культуры РФ и Республики Бурятия, кавалера ордена Почёта и медали Агвана Доржиева.

Затем обучался в Санкт-Петербургской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова в классе Народного артиста России Сергея Николаевича Алексашкина. Дальнейшее обучение проходил в магистратуре университета им. А.И. Герцена. Вернувшись на родину, в Бурятию, работал в театре оперы и балета.

В данное время стажируется в Германии в Высшей музыкальной школе в г. Любек».

   * * *

В концерте прозвучали произведения:

  • «Эй, ухнем», русская народная песня в обработке Ф. Кенемана;

  • «Два гренадера». Музыка Р. Шумана, слова Г. Гейне (пер. М. Михайлова);

  • «Перед воеводой» (баллада). Музыка А. Рубинштейна, слова И. Тургенева;

  • «Сомнение». Музыка М.И. Глинки, слова Н. Кукольника;

  • «Элегия». Музыка Ж. Массне, слова Л. Галле (пер. А.Сантагано-Горчаковой);

  • «О, если б мог выразить в звуке». Музыка Л. Малашкина, слова Л. Лишина;

  • «Вдоль по Питерской», русская народная песня

  • и другие.


Выступление молодого талантливого певца из Бурятии, обладателя красивого голоса, сочного глубокого тембра, было принято очень тепло и даже восторженно. Максим и Ксения были очень тронуты таким приёмом, расспрашивали о музее, о самом Н.К. Рерихе, после концерта осмотрели залы. Прощаясь, пообещали, что это не последнее их выступление в нашем музее.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.