Там, где есть истинная любовь, нет места сомнению. Даже если нечто не ясно, любящий не будет осуждать. Надземное, 86 |
НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНТЕРЕСОВ
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО МИНИСТРУ КУЛЬТУРЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Уважаемый Владимир Ростиславович!
Несколько месяцев назад, а именно 24 марта 2018 года, я, директор Музея Знамени Мира имени Рериха в Горном Алтае, написала Вам краткое письмо, в котором поблагодарила Вас и в Вашем лице — Министерство культуры России за заботу о культуре, о защите российского и мирового культурного наследия.
Ответ был получен через месяц (письмо от 28.04.2018, № 324–01.1–68–КР), за подписью Вашего советника:
«Благодарим Вас за высокую оценку деятельности Минкультуры России.
Минкультуры России заинтересовано в сохранении, изучении и популяризации наследия нашего выдающегося соотечественника Н.К.Рериха и членов его семьи.
Именно исходя из этих целей на Коллегии Министерства 16.02.2016 было принято решение о создании в Москве Государственного музея Рерихов. Создание такого музея позволит решить давние проблемы сохранения и изучения данного культурного наследия и создать самый крупный государственный музей семьи Рерихов в мире.
Министерство надеется на деятельную поддержку граждан России в данном вопросе».
Но, как говорится, не прошло и полгода, и позиция Минкульта изменилась на 180 градусов. 26 октября 2018 года крупный чиновник, директор департамента музеев Владислав Кононов, в интервью агентству городских новостей «Москва», заявил, что Госмузей Рерихов перенесут на ВДНХ, в бывший павильон «Здоровье» (там будет устроено так называемое «открытое хранение»). Усадьба Лопухиных, где он размещался ранее, будет закрыта на реставрацию, а «кто будет пользователем» в дальнейшем – Госмузей Рерихов или расположенный по соседству Музей имени Пушкина – будет вскоре решено.
Эта новость вызвала бурю эмоций, негодование – как и кому такое «переселение» могло прийти в голову? С каких пор творчество Рериха стало «достижением народного хозяйства»?! Ведь как не переименовывай комплекс ВДНХ, в сознании публики он ассоциируется именно с народным хозяйством! А будут ли созданы надлежащие условия для изучения наследия, и как обеспечить сохранность драгоценного архива семьи Рерихов? Неужели кто-то настолько наивен, что полагает, что в павильоне можно создать «самый крупный государственный музей семьи Рерихов в мире»?
В свое время мы (как и многие наши единомышленники) поддержали создание Госмузея, полагая, что под защитой Российского государства, как законного представителя интересов всего народа, наследие будет сохранено лучшим образом. И что же происходит теперь? Неужели здание, выбранное самим Святославом Рерихом, будет отнято у Музея его семьи?
Полагаю, что происходит вандализм, грубейшее нарушение общественных интересов, и не только.
Дело в том, что имя Николая Рериха – это настоящий мост дружеских связей с крупнейшей страной Востока – Индией. Великий художник и мыслитель был другом основателя независимой Индии – Джавахарлала Неру, который в трудные для него времена даже приезжал к Рериху в Гималаи за поддержкой, вместе с дочерью Индирой, будущим премьером страны. Сам Неру открывал выставки Святослава Рериха в Дели, и Раджив Ганди, после убийства матери, уже будучи премьер-министром Индии, просил Святослава Николаевича написать портрет Индиры Ганди для здания Парламента (портрет Неру Святослав Николаевич написал ранее).
В знак уважения к нашему Президенту Владимиру Владимировичу Путину, его апартаменты во время визита в Индию (первого, если я не ошибаюсь), были украшены картинами Рериха. Целый этаж Российского научно-культурного центра в Дели также был украшен репродукциями картин Николая Константиновича. И на всех международных конференциях с участием индийских дипломатов, которые мне удалось посетить, из уст индийцев неизменно звучал вопрос: «Почему Россия не подпишет Пакт Рериха? Ведь только принятие Пакта на деле спасет культурные памятники!»
(Отмечу, что сам Рерих полагал, что главная задача Пакта – пробуждение патриотического сознания народа, и в нашем Музее Знамени Мира в 2017 году был открыт Зал Русской Славы.)
Индия считает Николая Рериха и своим сыном тоже. Интересно, какие эмоции вызовет у индийских официальных лиц новость о неуважении к Рериху, об изъятии здания Музея? Неужели можно предложить многочисленным официальным индийским делегациям проехать в павильон «Здоровье», чтобы увидеть картины Рериха?
Исходя из вышеизложенного, я уверена, что передача усадьбы Лопухиных другим владельцам станет грубейшим нарушением не только общественных, но и государственных интересов.
Тем более что на одной из министерских пресс-конференций, посвященных Госмузею Рерихов, один из журналистов заметил, что решение о создании Госмузея Рерихов было принято на самом высоком уровне, что на документах стоит резолюция Российского Президента: «Соблюсти интересы государства». (Разумеется, так это или нет, я не могу знать, но эта информация была озвучена публично и никем не опровергнута.)
Уважаемый господин Министр!
Пять лет назад в «Новостях» была показана Ваша встреча с Владимиром Владимировичем Путиным. Президент дал Вам распоряжение «Вытащить произведения искусства из подвалов, чтобы люди смотрели». На это Вы сказали, что директора музеев очень «трепетно» относятся к принадлежащему им имуществу, и вряд ли так просто захотят отдать картины. Владимир Владимирович Путин ответил тогда: хорошо, ничего передавать не надо, пусть крупнейшие музеи страны просто откроют свои филиалы в других городах. И ныне я не могу поверить, что руководство Музея Востока, филиалом которого является Музей Рерихов, абсолютно «бестрепетно» согласилось отдать не несколько картин, а уникальную историческую усадьбу, принадлежавшую родственникам Российских Императоров, да еще и расположенную в самом сердце Москвы!!!
А если это так, и Музей Востока так легко «сдался», то сделайте Государственный музей Рерихов не филиалом, а самостоятельным музеем.
Хотелось бы услышать Ваш публичный ответ, Владимир Ростиславович, какая же судьба на самом деле ожидает наследие Рерихов!
С уважением,
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.