Спросят: «Где же поиски совершенства?» Отвечайте: «Нам в Любви, Красоте и Действии – тех трёх путей достаточно». Листы сада М. Зов, 19.07.1922 |
Всегда интересно встретиться с интересными людьми. В воскресенье, 16 декабря, в Музее Н.К. Рериха состоялась творческая встреча с фотохудожниками Павлом Платоновым и Александром Ведерниковым, авторами открывшейся накануне фотовыставки «Индия. Ритмы времени».
Павел рассказал, что целью его поездок в Индию было желание встречи с Его Святейшеством Далай-Ламой, духовным лидером буддистов. Все три поездки Павел посвятил изучению буддизма для получения знания и некоторого духовного опыта. А фотографии уже были следствием этих поездок. Ему удалось посетить храмы и другие места и запечатлеть их. По словам Павла, его особенно впечатлило сочетание радости на лицах людей Индии с их абсолютной бедностью.
Александр рассказал о фотографии. Работа фотохудожника совсем не так проста, как может показаться на первый взгляд: она требует от человека многих качеств:
обаяния, ведь надо суметь расположить к себе тех, о ком ты хочешь создать фотоматериал, найти с ними общий язык;
умения договариваться с людьми, войти в контакт с персонажами кадра, подружиться;
терпения, чтобы люди перестали на тебя реагировать и были самими собой;
нужно суметь понять человека или явление, о котором ты хочешь поведать, — только тогда ты сможешь сделать фотографию, которая будет говорить за себя.
А иногда эта работа сопряжена и с прямой опасностью. Сегодня, например, на него чуть не напали на рынке, так как слишком близко к кому-то подошёл. «А не подойдёшь — толком не снимешь! — поясняет Александр Ведерников. — Для меня фотография — это прежде всего образ жизни. Столько всего интересного!»
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.