Что может быть возвышеннее, нежели устремление ко благу и добру? Надземное, § 850 |
Беседа фотохудожников Павла Платонова
и Александра Ведерникова
с радиожурналистом Н.П. Шадриной
Авторы фотовыставки «Индия. Ритмы времени» Павел Платонов (Санкт-Петербург) и Александр Ведерников (Москва) — профессионалы, отмеченные за свои работы многими наградами. Их объединяет желание показать страну, о которой они рассказывают зрителям, с иной, чем у обычных туристов, точки зрения. Как им это удаётся, узнаем из интервью, проведённого радиожурналистом Н.П. Шадриной.
АЛЕКСАНДР ВЕДЕРНИКОВ:
ИНДИЯ — ЭТО СОВСЕМ ДРУГАЯ ПЛАНЕТА.
— Что Вас привело в Индию?
— Любопытство. Меня привело любопытство. Первый раз я ездил на север Индии с известным индологом Александром Николаевичем Сенкевичем. Он открыл для меня долину Кулу, мы были в Наггаре, в Манали. Как фотограф я там выступил довольно обыкновенно — снимал то же самое, что и все туристы. А второй раз, в 2016 году, я ездил в составе небольшой группы фотографов, и у меня уже было журналистское видение того, как нужно, на мой взгляд, снимать Индию. Я долго, дней 5 или 6, искал тему. Как это всегда бывает, натолкнулся на неё случайно. Это была школа санскрита, которых в Индии много. Они разного формата и для разных возрастов людей, но мне было не важно, какую снимать. В Индии почему-то за такие темы журналисты редко берутся. Все снимают красоту, уличное фото, но этим особо никого уже не удивишь, на мой взгляд. Поэтому, когда я получил согласие на съёмку маленьких ребят, которые изучают санскрит, «Ригведу», «Самаведу» и «Махабхарату», я был просто счастлив. Я провёл там полноценных 6 дней, разве только ночевать в гостиницу уезжал.
Добавлю: только после этих двух поездок я прочитал книгу «Шантарам» [роман австралийского писателя Грегори Дэвида Робертса] и посмотрел фильм «Миллионер из трущоб». И они ещё больше укрепили меня в сознании, что Индия — это совсем другая планета. И сейчас я думаю о том, что мне стоит снова туда съездить, и третий взгляд будет ещё больше отличаться от первых двух.
— Сейчас такое время, когда, во-первых, очень много народа путешествует, во-вторых, у каждого — либо своя камера, либо фотоаппарат. Видимо, у фотохудожника задача показать что-то своё, не такие привычные виды, а действительно дух страны. Как Вы добиваетесь такого эффекта? То есть это более близкое знакомство, или Вы предварительно узнаёте о том, куда идёте?
— Во-первых, о статусе фотохудожника. Я хоть и являюсь членом Союза фотохудожников, но считаю себя документалистом. Я повторю изречение моего учителя Сергея Максимишина: «Идёшь по лесу и собираешь грибы, иногда попадается клюква». У меня есть художественные фотографии, но я по-прежнему считаю, что это большая редкость. Все эти люди, которые говорят, что они фотохудожники и делают только художественные фотографии, мне кажется, что они врут.
Вообще, критерий истины неизвестен, поэтому говорить о себе стараюсь скромнее. Последний раз я ездил в Индию уже как фотожурналист, а это означает совершенно другое мышление. Действительно, нужно оттолкнуться от штампов, хотя это тоже всё относительно. Можно один и тот же самый сюжет снять интереснее, и это уже будет не штамп. Да, журналисты постоянно находятся в поиске новой темы: ни жареной, ни какой-нибудь серой, сладкой, а новой — показать то, чего ещё не было. В этом помогает интернет, а в Индии — ещё и жители, которые вызываются за небольшую плату быть проводниками. Мы их называли «фиксеры». Каждый день я проводил с фиксером часов по 16. Его звали Сунил, он из Варанаси. Если бы не этот человек, я не нашёл бы эту тему с маленькими студентами школы санскрита.
— Всегда, наверное, т.к. я тоже журналист с большим стажем, действительно хочется не только что-то показать, то, что раньше не показывали, но всё-таки проникнуть в глубину.
— Добавлю, как добиться глубины — надо просто жить с этими людьми. Я знаю, как работают газетные журналисты, поскольку сам работаю для журнала «Огонёк» (он входит в структуру издательского дома «Коммерсант»). Они приезжают куда-то на один день, «пощёлкают» и уезжают. У меня не получается за один день что-то глубокое снять. Случайно, может, одна карточка получится. А вот где-то на третий, на четвертый день, когда люди уже к тебе привыкли, когда они уже понимают, что ты, в общем-то, свой, не вредный дядька, доверяешь им, они начинают раскрываться. Вот маленький мальчик Прасант Мишра — он мне на второй или третий вечер начал показывать всё, что у него в тумбочке есть. Там были такие сокровенные вещи. Я думаю, что мало кому бы он всё это показывал и так подробно рассказывал. Там были религиозные для него святыни, которые он хранит у своего сердца. И самое главное — люди меняются. За эти три-четыре дня они совсем по-другому относятся к фотоаппарату, поэтому и карточки другие. Это элементарно — посмотреть, что я снял в первый день и что потом.
Видеоролик со страницы А.Ведерникова в Ютуб: история того самого Прасанта
— Где Вы ещё бывали, помимо Индии? Наверное, полмира объездили?
— В Европе много где был. Был в Японии, в Персидском заливе — Объединенные Арабские Эмираты; в Омане, Турции. У меня не стоит задача охватить какую-то широкую географию, хотя, конечно, я хотел бы побывать в Патагонии и в Непале. В Гималаях не был, я только издалека их видел. И поскольку я человек, ходивший неоднократно в горные походы, это мне очень интересно.
А, вообще, в последние годы 90 процентов моих интересов находятся на территории России. Здесь огромное количество возможностей. Россия — это самая не отснятая страна, опять же не своими словами говорю. Вот у нас территория 17 млн. кв. км, куда ни поедешь, везде можно найти интересные темы. Вот, например, в Бурятии, в Забайкалье, я снимал старообрядцев. Их называют «семейскими», потому что их ссылали в Сибирь целыми семьями. А вообще сейчас от староверов мало что осталось, было много гонений. Сейчас ко мне обращаются с просьбой продолжить эту тему в других географических местах: Республике Коми, например.
Я очень много снимаю в средней полосе России: Ярославская область, Вологодская, Нижегородская. Отъедешь 100 км от Москвы и всё — начинается интересная жизнь, настоящая, не гламурная.
Мне интересно делать фотоистории, причем я снимаю не только фото, но и видео. Хотя в отношении кино я совершенно неподготовленный человек, здесь я выступаю точно как любитель. Но тем не менее некоторые вещи возможно отразить только с помощью видео, фотография не передаёт. Например, падение водопада. Сколько водопад ни снимай, если звука нет, всё — нет и картинки. Интервью, когда берешь у человека, лучше на видео записывать, потому что в этом случае передаются эмоции. Иногда и у меня во время диалога человек раскрывается и начинает говорить то, о чём и не собирался рассказывать. Это очень интересно. И мне интересно ездить по нашей стране, встречаться с людьми. Я, кстати, один из немногих, кто сейчас снимает производство. С очень большим уважением отношусь к людям, которые работают на заводе или в сельском хозяйстве, или в народных промыслах. Я сам довольно много времени провёл на стройке, когда был студентом, и потом, после окончания института. И я знаю, как это нелегко. Как нелегко построить железную дорогу, валить лес, рубить из брёвен дом, на заводе детали делать.
Я был весной в Старице Тверской области у сыродела, сыровара Вадима Рошко. Я был у него на ферме, также практически сутками, дня четыре, и поэтому у меня неплохие карточки получились. Но самое главное, возвращаемся к глубине, я проникся тем, что они делают. Высококачественный сыр полутвердых и твёрдых сортов (они сейчас на твёрдые будут переходить). Такие в магазине сейчас сложно купить, во всяком случае, российского производства. Я теперь чуть-чуть знаю, почему у него всё это получается. Но для этого нужно было посвятить какое-то время, не полениться, поехать в эту грязь, в этот холод. Там дороги в общем-то есть, а в сторонку — нет уже никаких дорог. Вот такие новые интересные темы. Они у меня сочетаются с поездками за границу, но всё-таки в последнее время, на мой взгляд, преобладают.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.