Жажда утоляется влагою. Жажда познания утоляется путем приближения к высшему миру. Братство, 459 |
Во вторую субботу января в Музее Н.К. Рериха прошла очередная встреча в рамках мероприятий, приуроченных к выставке «Индия. Ритмы времени». В период работы выставки музей знакомит своих посетителей с различными гранями индийской культуры. В декабре и январе прошло два концерта и мастер-класс Студии классического индийского танца в стиле Бхаратанатьям "Васанта" под руководством Елены Суворовой, в феврале посетителей музея ждёт знакомство с жизнью выдающегося общественного деятеля индии Махатмы Ганди и творчеством индийского писателя Рабиндраната Тагора.
А 12 января гостьей музея была исследователь буддийской культуры Чечек Ондаровна Адыгбай, которая познакомила посетителей с буддийским искусством и тибетской живописью тханка. Чечек Ондаровна – кандидат философских наук, в прошлом преподаватель кафедры философии Тувинского государственного университета, была руководителем научно-образовательного центра буддологии и тибетологии ТувГУ. Сейчас Чечек Ондаровна живёт и работает в Новосибирске, продолжает заниматься исследованием философии и культуры буддизма, и культуры родной Тувы.
В своей лекции о буддийском искусстве Чечек Ондаровна затронула многие его аспекты. Распространение буддийской культуры в Азии, культурные связи Индии, Китая и Тибета. Образы и содержание буддийской живописи тханка. Рассказала о художниках прошлого – первом монгольским Богдо-гэгэне, выдающимся скульпторе, основателе монгольской портретной живописи, «монгольском Микеланджело» Гомбодоржийне Занабазаре, и современности – художнике тханка Николае Дудко, чьи работы в 2017 году пополнили коллекцию Музея.
В завершении лекции зрителям был показан документальный фильм «Я – буддийский монах» (Автор сценария и режиссер И. Богуславский, Киностудия народов и народностей России "Зов", 1994 г.). Он посвящён жизни духовного лидера последователей тибетского буддизма Далай-ламе XIV — Тензину Гьяцо и во многом трагической истории Тибета в XX веке.
Приведём слова Далай-ламы XIV из его книги «Свобода в изгнании», которые звучат в фильме: «Я твердо верю, что цель любой религии состоит в том, чтобы сделать людей лучше, помочь им обрести счастье. Надо уметь победить себя, отказаться от богатства, славы, наслаждений, ибо эти привязанности порождают страдание. Я убежден в этом не только как Далай-лама, но и просто как глубоко верующий человек. Иногда меня спрашивают – что такое Далай-лама? Для одних это значит, что я – живой Будда, для других это значит, что я бог-царь, но все это не то, что я думаю сам. Для меня Далай-лама – это лишь титул, обозначающий занимаемую мною должность. Сам я – просто человек и, в частности, тибетец, решивший быть буддийским монахом по имени Тензин Гьяцо…»Ближе к вечеру в Музее состоялась тематическая экскурсия «Россия – страна великого будущего».
Николай Рерих в своём творчестве предвещает наступление Новой Эпохи – Эпохи Света и Добра. Издревле в сердцах человеческих живёт мечта о Земле обетованной, где процветает добро и справедливость. Но, как Сказано, рукой и ногой человеческой будет построено царствие Божие на Земле.
Какому же народу по силам справиться с этой великой задачей? Многие деятели серебряного века были уверены: такая судьба предначертана России. «Россия – мессия новых времен», пишет Всеволод Иванов, «Россия – мессия грядущего дня», - вторит ему поэт Андрей Белый.
Но почему именно Россия? Ответ на этот вопрос мы неоднократно находим в творчестве Николая Рериха, этой значительной теме и была посвящена экскурсия. Именно в России состоится последняя решительная победа в той духовной битве добра и зла, которая ныне достигла своего апогея. И значительную роль сыграет в этом истинная Культура, помогая нам очистить души от несовершенств ушедших времён, устремляться к самым прекрасным образам и идеалам.
1. «Символика буддийской живописи».
Лектор: Адыгбай Чечек Ондаровна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии Тувинского государственного университета.
2. «Я – буддийский монах».
Документальный фильм о Далай-Ламе XIV (киностудия «Зов», 1994).
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.