Отвернемся от тьмы, даже травы умеют тянуться к Свету. Мир Огненный, ч.1, 585 |
Матери Агни Йоги
Стихотворением Н.Д. Спириной «Великое Сердце» открылась 9 февраля программа, посвящённая 140-летнему юбилею нашей великой соотечественницы — Елены Ивановны Рерих. А затем была показана программа «Лада», об истории которой рассказала Татьяна Деменко.
«Впервые в Сибири и в нашей стране открыто было сказано о Елене Ивановне ровно 30 лет назад. До этого её имя оставалось как бы в тени, больше было известно об остальных членах этой Великой семьи – самом художнике Николае Константиновиче Рерихе и двух его сыновьях, тоже всемирно известных – художнике Святославе Николаевиче и учёном Юрии Николаевиче. И только в 1989 году в Новосибирске состоялась первая конференция, посвящённая 110-летию Елены Ивановны Рерих.
Приветствуя участников конференции, Наталия Дмитриевна, в частности, сказала: «Я не надеялась дожить до такого момента, когда открыто будет обсуждаться кладезь духовной мудрости, который доселе изучался индивидуально, без всякой огласки». Она имела в виду философское наследие Елены Ивановны Рерих — Учение Живой Этики или Агни Йоги, которое сибирские академики позже назвали мировой Этической системой будущего, мировоззрением Новой Эпохи.
Так имя Елены Ивановны уже открыто начало входить в сознание, жизнь и пространство страны.
Через год, в 1990 году, когда Наталии Дмитриевне было 79 лет, у неё взяла интервью наша известная новосибирская радиожурналистка Наталья Петровна Шадрина. Это было в преддверии женского дня 8 марта. Кроме поздравления, адресованного всем женщинам, Наталия Дмитриевна рассказала о Елене Ивановне Рерих. Именно часть этой радиопередачи легла в основу слайдпрограммы «Лада». С 1989 года она прошла по городам Сибири и Дальнего Востока, Урала и Украины, средней полосы нашей страны сотни и сотни раз. В ней всего за 20 минут ёмко, вдохновенно рассказано о судьбе и миссии Елены Ивановны Рерих. Наталия Дмитриевна смогла в неё вместить необъятность жизни этой великой женщины так просто и понятно — доступно на любое восприятие.
В этом году в студии СибРО был обновлён видеоряд этой программы, звук и музыка остались оригинальными, в исполнении автора – Наталии Дмитриевны Спириной».
После просмотра программы на втором этаже Музея была открыта выставка «Урусвати – Свет Утренней Звезды», на которой представлены репродукции картин Н.К. Рериха, посвящённых жене, Елене Ивановне, а также её любимые полотна. Выставка дополнена предметами и фотографиями. Эта выставка, — «выражение признательности той, которая дала человечеству так много, что на века ему хватит изучать и применять её наследие», как говорила о ней Н.Д. Спирина.
Рассказала о выставке экскурсовод Татьяна Осипова.
«Начнём с небольшого вступления о происходящем сейчас в мире, потому что вся деятельность Елены Ивановны и всей семьи Рерихов была связана именно с этими событиями. Они отмечали, что время, в котором мы живём, очень непростое. Мир захлестнули катаклизмы, постоянные кризисы, из которых человечество не может найти выхода, войны, преступность — всё это они связано с падением культуры, с тем, что человечество забыло об основах нравственности, в результате чего «мир сотрясается от грубости и жестокости».
Но Рерихи не просто дают оценку происходящему, они указывают на выход из этой ситуации, на назревшую необходимость переустройства жизни, на то, что спасение человечества — в возрождении Культуры, - и к этому они направляли сознание людей.
Н.К. Рерих предвидел наступление новой эпохи и считал, что она предъявит и новые требования к человечеству: без осознания Культуры, как основы бытия, без участия женщины в нравственном оздоровлении планеты и человечества невозможно никакое переустройство.
Рерих пишет о том, что наступающая эпоха женщины будет эпохой Света, Добра и Красоты. В мире прекратятся войны и другие бедствия, будут процветать мир, искусство и культура.
Великий Путь Женщины — Путь даяния, милосердия и любви — отражён в лучших произведениях мирового искусства, но никогда ещё великое предназначение женщины не раскрывалось так глубоко и значительно, как это сделал Н.К. Рерих.
Художник отмечает особую роль женщины в жизни семьи, общества и пишет о том, что всё прекрасное в мире идёт от женщины. Богом и природой предназначено ей нести в мир любовь, добро, красоту. Зажигать домашний очаг, продолжать род человеческий. Женщина — извечная спутница мужчины. Мужчина — олицетворение мужества, силы, благородства, а женщина — его муза и вдохновительница.
Сама жизнь подтверждает слова Рериха, показывает, скольких поэтов, музыкантов, художников вдохновила женщина на самые лучшие их творения! Когда обращаются к женщине, к матери? Когда трудно, когда тяжело, когда болен. Кто поймёт и простит? Мать, жена. Кто благословит на подвиг? Женщина! И ещё много прекрасных слов посвящает художник женщине.
Ярким примером женщины-подвижницы была Елена Ивановна Рерих.
Она дала миру Учение Живой Этики, новое мировоззрение или миропонимание, в основу которого легла Культура. «Агни» в переводе с санскрита — огонь. Агни Йога — «синтез всех религий». В Учении собраны все знания, мудрость накопленные человечеством веками. В книгах Учения люди найдут ответы на самые сложные вопросы жизни, смогут понять, в чём заключается цель и смысл нашей жизни.
Велика заслуга — дать народу знания, которые освободят людей от невежества, от которого исходят все беды человечества».
Скажем немного о некоторых картинах выставки.
Диптих Н.К. Рериха под названием «Агни Йога» (1928, частная коллекция, США). На первой из картин изображена прекрасная женщина в предутренних сумерках, сидящая в позе лотоса на выступе скалы. У неё две ауры: одна — вокруг головы — изумрудного цвета, и вторая — вокруг всей фигуры — многоцветная, окаймлённая розовым светящимся кругом. Внутри её ауры горит язычок пламени, который она готовится принести людям.
На второй картине этого диптиха — на синей, омытой водами Нового Мира скале стоит женская фигура, держащая в протянутой всему миру руке розовый язычок пламени. А кругом высятся острые скалы нарождающейся небывалой Новой Эпохи. Приближается рассвет. Просто ли стоять на небольшом выступе и удерживать ровное горение пламени?
Елена Ивановна утверждала существование иного, прекрасного мира. Когда человечество осознает возможность его создания, оно начнёт стремительно развиваться.
Картину «Ведущая» (1924), как и немало других, Н.К. Рерих посвятил своей жене — Елене Ивановне, разделившей с ним все трудности и радости жизни. Елена Ивановна сыграла огромную роль в жизни Николая Константиновича и его творчестве, всегда была рядом с ним в его начинаниях. Всегда поддерживала и помогала мужу в его творческой работе, она - первый зритель его картин, и во многих работах отражены мысли Елены Ивановны. Николай Рерих писал: «Посвящал я картины Жене моей, Елене, другине, спутнице, вдохновительнице».
Высоко в гору устремлённо поднимается женщина в белых одеждах. А за ней, держась за край её длинного одеяния, продвигается мужчина. Ему тяжело, он отстал. Женщина обернулась, она подбадривает своего спутника, зовёт за собой к горным вершинам.
Восхождение — как символ духовных устремлений, творческих исканий, нравственного совершенствования. Елена Ивановна Рерих писала: «...Женщина должна настолько подняться сама духовно, нравственно и интеллектуально, чтобы увлечь за собою и мужчину. Женщина должна стать вдохновительницей на жизненные подвиги».
Николай Рерих так объяснял смысл картины: «Мне хотелось в картине "Ведущая" дать светлый облик женщины, ведущей искателя подвига к сияющим вершинам. Когда огонь любви сияет, можно перейти любые препятствия…». Он призывал полюбить препятствия, которые являются ступенями восхождения. «Улыбнёмся трудности пути нашего и будем идти над пропастью, за ведущим…». Елена Ивановна сама шла вперёд и твердо вела за собою идущих за Ней.
После рассказа об этих и других картинах друзья и гости музея разошлись по выставочным залам и ещё долго всматривались в возвышенные образы, запечатлённые земными красками, но зовущие устремиться к высотам неземным, торжественным, более совершенным. Думалось в этот день: Елена Ивановна показала всему миру пример великой самоотверженности и даяния, что совершит в жизни каждый из нас, приняв от неё этот дар?
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.