Вернее судить о высоте духа по его терпимости, вмещению и великодушию, а также и по действенному противлению злу. Рерих Е.И. Письмо от 31.07.1937 |
17 марта экскурсию по выставке скульптур Алексея Леонова «Великие Учителя человечества» провела Татьяна Шумеева. Она отметила, что работы талантливого украинского художника полны глубокого содержания, что в наше время встречается в искусстве не так часто. «Нас привлекает его творчество, которое носит общемировой характер и несёт на себе тенденцию к объединению человечества на основе культурных ценностей. Его герои — Святые и подвижники, духовные учителя человечества, исторические личности, деяниями которых слагается история. Его искусство увлекает человека к духовно-нравственным идеалам».
Нас порадовало, что послушать экскурсию пришло немало людей, значит, эти темы важны и интересны многим соотечественникам. Перед посетителями предстали одухотворённые образы Христа, Будды, Сергия Радонежского, Конфуция…
Великий подвижник Сергий Радонежский глубоко почитаем на Руси. «Данный России воеводо…», — так обращаются в акафисте к Cвятому Преподобному Сергию. Почему? Ведь Сергий никогда не брал в руки оружие? Но именно он сыграл важнейшую роль в деле спасения Руси от татаро-монгольского ига.
Этот великий человек родился в тяжелейшее время для нашей родины, когда Русь стояла на краю гибели. Более ста лет татарского ига привели к тому, что люди жили в страхе, а князья находились в нравственной деградации, когда брат на брата за вотчину призывал татарские орды. Если бы не Куликовская битва, Русь очень скоро стала бы одним из улусов татар.
Сергия в то время уже так глубоко почитали в народе, что при жизни звали Преподобным. От князя к князю Он исходил пешком всю Русь. Он убедил князей объединиться, вдохновил дать бой Мамаю и благословил на битву.
Как и на картине Рериха «Святой Сергий Радонежский», в исполнении Леонова Сергий держит в руках храм, символ Руси, покровителем которой Он является. Собиратель земли Русской, этот святой сыграл и играет до сих пор огромную роль в деле воспитания духа народа. После его ухода его учениками было создано 300 монастырей, которые обрастали сёлами, и идеи праведной жизни входили в сознание народа.
Как и Н.К.Рерих, Алексей Леонов неоднократно обращался к образу Сергия Радонежского в своём творчестве.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.