Свобода есть украшение мудрости, но распущенность есть рога невежества. Братство, 569 |
До 5 мая в Музее Н.К. Рериха продлится выставка картин художника-космиста Виктора Тихоновича Черноволенко. А 20 апреля в 15 часов состоится встреча, посвящённая его творчеству.
Всего кисти В.Т. Черноволенко принадлежит 319 картин, 51 из них находится в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске.
..."Художник, — писал поэт Александр Блок, — это тот, для кого Мир прозрачен, кто обладает взглядом ребёнка, но во взгляде этом светится сознание зрелого человека; тот, кто роковым образом даже независимо от себя, по самой природе своей, видит не один только первый план Мира, но и то, что скрыто за ним, ту неизвестную даль, которая для обыкновенного взора заслонена действительностью наивной, тот, наконец, кто слушает Мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя".
В середине XIX века в России появилось новое направление научно-философской мысли — русский космизм. Философы и учёные, писатели, художники стремились осмыслить место человека во Вселенной. «Человек родственен и подобен Космосу, но не потому, что он дробная часть Космоса, а потому, что он сам целый Космос и одного с Космосом состава», — писал известный русский философ Николай Бердяев.
В 1923 – 1927 годах сложилась группа художников-космистов — «Амаравелла» (в переводе с санскрита — «Ростки бессмертия»), в состав которой входил и Виктор Тихонович Черноволенко.
Виктор Тихонович Черноволенко родился в марте 1900 года в Москве. Окончил Первое московское реальное училище с коммерческим уклоном. До призыва в Красную Армию работал в оперном театре в качестве статиста. В годы Гражданской войны служил начальником пулемётной команды лыжного батальона в Томске. После ранения был комиссован.
В 1920- е годы он знакомится с группой молодых художников и сам начинает писать картины.
В 1926 году в Москву приехал выдающийся русский художник и общественный деятель Николай Константинович Рерих. Встреча с ним сыграла решающую роль в судьбе группы «Амаравелла». Н.К. Рерих приглашает молодых художников участвовать во Всемирной выставке современного искусства в Нью-Йорке и Чикаго. Приглашение принимается, и картины русских космистов были тепло встречены в Америке.
Впоследствии, когда космизм оказался под запретом, все члены группы, кроме В.Т. Черноволенко, который работал в то время на Дальнем Востоке, были арестованы, осуждены и прошли через лагеря. Спустя десятилетия они были реабилитированы.
В 1958 году Виктор Тихонович познакомился с Юрием Николаевичем Рерихом, который привёз в Москву завещанные России картины Николая Константиновича Рериха.
«Встреча с Юрием Николаевичем стала для меня исключительной вехой в жизни. Он видел мои работы и слушал мои музыкальные импровизации. Ему всё нравилось. Я очень дорожил его мнением. Юрий Николаевич был для меня очень большим авторитетом. Своим отношением к моему творчеству он поддержал меня и вселил уверенность: то, что я делаю, нужно людям. Я начал работать с большой радостью, с большим подъёмом в душе», — писал В.Т. Черноволенко.
В 1960 году Виктор Тихонович уходит на пенсию и полностью посвящает себя творчеству. Расцвет его таланта приходится на последние двенадцать лет жизни: за это время было создано 250 акварелей и 20 работ маслом. Всего кисти В.Т. Черноволенко принадлежит 319 картин.
После ухода Виктора Тихоновича из жизни в 1972 году М.Ф. Дроздова-Черноволенко, жена художника, передала 51 его картину в новосибирский Музей Н.К. Рериха.
На первый взгляд, картины В.Т. Черноволенко представляют вымышленный, фантастический мир. Однако сам художник неоднократно отмечал, что мир на его картинах реальный: «Всё, что изображено, я просто вижу в процессе созидания картины. Это совершенно реальный мир, быть может, это тот мир, который в будущем дано будет увидеть каждому человеку, когда спектр его восприятия станет богаче и совершеннее». Виктор Тихонович никогда сам не раскрывал содержания своих работ и на традиционный вопрос: «Что вы хотели сказать этим или что изображено на картине?» — художник отвечал вопросом: «А что вы сами увидели здесь?» Он не навязывал зрителю своего видения, полагая, что картины сами должны говорить за себя.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.