Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Нужно найти отвагу переделывать жизнь по мере новых накоплений.

Мир Огненный, ч.1, 308

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты

Алтайские мифы и легенды в творчестве художника Мирослава Чевалкова. 8 июня - открытие выставки

03.06.2019

Алтайские мифы и легенды в творчестве художника Мирослава Чевалкова. 8 июня - открытие выставки
Алтайские мифы и легенды в творчестве художника Мирослава Чевалкова. 8 июня - открытие выставки

8 июня в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха (ул. Коммунистическая, 38) в 14:00 открывается выставка картин известного алтайского художника Мирослава Павловича Чевалкова, приуроченная к его 90-летию. Будет представлено свыше 100 работ из фондов Музея Н.К. Рериха, в основном, это акварели, а также масляная живопись и графика; жанры — мифологический, исторический, пейзаж, портрет.

АЛТАЙСКИЕ СКИФЫ

Мирослава Чевалкова интересовала история Алтая, то далёкое прошлое, которое отделено от нас чередой веков. Серия работ художника «Стерегущие золото грифы» погружает нас в лоно скифо-сибирской культуры. Доктор искусствоведения Е.П. Маточкин пишет: «"Стерегущие золото грифы" — под таким названием западный мир узнал от Геродота про алтайских скифов. (…) Археологическая наука и учёные-скифологи немало сделали, чтобы донести до современников зримый образ далёкой эпохи.

Но нашёлся и художник, благодаря которому перед нами предстали сибирские скифы такими, какими они были. Этим художником был Мирослав Павлович Чевалков (1929 – 2006), алтаец по национальности. Вместе со своим сыном, профессиональным археологом, он досконально изучил весь известный материал о ранних кочевниках. Больше всего его интересовало, как же выглядели "стерегущие золото грифы" — геродотовы скифы Алтая. Наверное, их гены не исчезли, а остались в потомках, которые и сейчас живут на просторах Алтая.

Художник находит типажи в толпе горожан или людей, приехавших из далёкой глубинки. Он запоминает их облик, жесты, психологическое состояние и, подойдя к мольберту, преображает наших современников в героев тысячелетней давности».

По мнению учёных, поводом для легенды об алтайских племенах, послужило самородное золото Алтая. «Вероятно, уже в глубокой древности золотые рудники усиленно охранялись. Здесь-то и родилась легенда о мифических стражах золота» (профессор В.Д. Кубарев).

В произведениях Мирослава Чевалкова достоверно всё — от мельчайших деталей одежды, утвари, вооружения, конской упряжи до самого сюжета. Удивляет в таланте художника и способность «оживлять» своих героев, живших 2500 – 3000 лет назад

ДРЕВНИЕ ТЮРКИ

Картины из жизни древних тюрок посвящены периоду раннего средневековья — второй половине первого тысячелетия нашей эры. Тогда на Алтае жили те племена, которые во многом заложили основы современной материальной и духовной культуры алтайского населения.

Картина М. Чевалкова «Древние тюрки. Кезер-Таш» (Кезер-Таш — древнее каменное изваяние в Курайской степи) написана по мотивам алтайской легенды. Во время свадьбы Курая и Чуи на безоружных людей напало войско хана. Вдруг с вершины тополя к ногам жениха упал меч. Курай начал теснить ханских слуг. Но в этот миг хан пустил отравленную стрелу в сердце юноши. Опасаясь за судьбу Чуи, Курай крикнул: «Беги, любимая!»  Долго бежала девушка, пока не обернулась рекой. А Курай застыл в степи гранитным человеком.

«Древние тюрки. Посвящение в каганы» — картина, рассказывающая об обычаях древних тюрков, помогает нам представить обряд избрания верховного правителя тюрков — кагана. В основе посвящения в каганы лежат древние племенные обычаи. Будущего кагана сажали на белый войлок и девять раз обносили кругом по солнцу. Затем его подвергали испытанию. Посаженному на лошадь будущему правителю шёлковой белой тканью стягивали шею и задавали вопрос: «Сколько лет будешь править?» — полагая, что только в таком состоянии он может сказать правду. Выдержавшего испытание назначали каганом.

ЯЗЫЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ АЛТАЯ

В прошлом алтайцы одухотворяли природу, воспринимая её как мир, населённый духами гор, рек, огня, тайги. Языческое мировоззрение не ушло в прошлое, оно живёт на Алтае и в наши дни, проявляясь в бережном отношении людей к природе, почитанию её красот.

В картине «От Ээзи» М. Чевалков отразил поверье о том, что Дух Огня — это прекрасная женщина, которая, сидя на небесном троне, стережёт огонь, идущий от Ульгеня — Высшего небесного божества. От Ээзи посылает Небесный огонь тем, кто умеет его сохранить.

Дух водной стихии Суу Ээзи обитает в горных реках, озёрах, морях. Он может предстать перед человеком в любом облике. Художник изобразил Суу Ээзи красавицей, сидящей на льдине и расчёсывающей свои роскошные длинные волосы.

На картине «Май Эне», написанной чистыми, радостными краски изображена самая красивая из сорока небесных дев — Май Эне. По алтайской мифологии — богиня, покровительница новорождённых. Она спускается с неба от Ульгеня, опираясь на радугу и луч солнца, чтобы встретить младенца. Она нежна и ласкова, но у неё лук и стрелы, так как Май Эне готова смело защитить от злых сил ребёнка, пришедшего на Землю. Матери привязывали к колыбели куклу, изображающую Май Эне с маленькой стрелой, и считали, что пока ребёнок в колыбели, Май Эне его защитит.

ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС АЛТАЯ

Особенно близок М. Чевалкову героический эпос Алтая, который стал широко известен благодаря энтузиастам — собирателям фольклора. На картинах художника изображены любимые герои алтайского народа: Когутей, Ак-Тойчи, Алып-Манаш. Призвание богатыря — бескорыстная и самоотверженная помощь людям, защита родины.

На картине «Тас-Таракай и Кан-Чурекей» художник изображает богатыря Алып-Манаша, который возвращается домой после долгих скитаний и сражений с врагами. Чтобы пробраться домой неузнанным и уличить в подлости бывшего друга Ак-Кобена, он меняет свой облик.
Могучий богатырь Алып-Манаш превращается в Тас-Таракая — неопрятного, жалкого старика. Вблизи от родного аила он встретил Кан-Чурекея, брата своей жены, который помог ему осуществить замысел.

Славный богатырь Ак-Тойчи, сверкая боевыми доспехами, едет в подземное царство по приказу хана. Коварный Темир-Каан замыслил расправиться с Ак-Тойчи за то, что он, защищаясь, убил ханского посла. Ак-Тойчи изображён на одноимённой картине в момент приближения его к подземному царству и прощания с красотой родного Алтая.

Самый яркий женский образ алтайского эпоса — богатырша Очи-Бала, так напоминающая русскую богатыршу Настасью Микуличну. Бесстрашная воительница, обладающая огромной силой и неукротимым характером, она никогда не обидит слабого и всегда готова встать на защиту своего народа и родной земли. В облике девушки художник подчёркивает не только силу и мужество, но и красоту и женственность. Как повествует сказание, Очи-Бала отличается необыкновенной красотой: глаза её горят, словно синие звёзды, и 70 ханов, позабыв обо всём, смотрят на неё с восхищением. Речь её умна и певуча; девушка очень добра и нежна, но в обиду себя не даст.

Ряд картин Мирослав Павлович Чевалков посвятил ещё одной героине эпоса — смелой и мудрой богатырше Алтын-Тууди.

Вместо старого отца она отправляется с войском Тойбон-хана в земли Караты-каана, имевшего славу непобедимого. Алтын-Тууди решилась на схватку с самоуверенным ханом, хотя тот смеялся и издевался над ней. Взяв железный лук своего отца, она направила оперённую стрелу в Караты-каана. Поединок закончился победой Алтын-Тууди — этот момент изображён на картине «Поединок Алтын-Тууди с Караты-Кааном».

АЛТАЙ И ДЖУНГАРИЯ

Одна из трагических страниц истории Алтая — борьба с джунгарскими ханами. В XVII веке алтайцы стали подвергаться постоянным набегам жестоких ханов, грабивших народ и уводивших людей в рабство в Джунгарию. Картины «Бой с джунгарами» и «В Джунгарию. Неволя» отражают эти события.

Картина «Застава» рассказывает о важнейшем историческом событии — присоединении Алтая к России. Понимая, что лишь Россия могла спасти Алтай от набегов джунгар, алтайские зайсаны пришли на русскую заставу, чтобы передать царице письмо с просьбой принять их под своё покровительство. Это присоединение произошло в 1756 году.

КАЙЧИ

На картине «П.В. Кучияк и кайчи» художник запечатлел известного алтайского писателя П.В. Кучияка (1897 – 1943), унаследовавшего сказительское умение от своего деда, известного сказителя Шонкора Шунекова. П.В. Кучияк отыскивал талантливых кайчи и записывал их сказания. Алтайские кайчи были очень почитаемыми людьми, они приглашались на различные празднества и знаменательные события. Туда, где появлялся сказитель, народ съезжался из самых отдалённых уголков Алтая. Кайчи обладали феноменальной памятью и могли исполнять эпические сказания под аккомпанемент топшура (национального инструмента) в течение 4 – 5 часов без отдыха.

ПЕЙЗАЖИ М.П. ЧЕВАЛКОВА

Особую убедительность композициям художника придаёт природа Алтая — овеянный легендами горный мир, живописные долины, бурные реки... В экспозиции также будут представлены и отдельные пейзажи.

 

ПРЕЗЕНТАЦИЯ АЛЬБОМА

В рамках открытия выставки состоится презентация художественного альбома, посвящённого творчеству М.П. Чевалкова. Его картины — это пример взаимопроникновения и взаимопонимания культур разных народов.

В альбоме представлено 147 работ, а всего в фондах Музея Н.К. Рериха в Новосибирске находится свыше 400 работ.

 

Выставка будет работать по 18 августа 2019 года включительно.



 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.