После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры. Рерих Н.К. «Знамя Мира. Конференция в Бельгии» |
На День города Новосибирска, 30 июня, Музей Н.К. Рериха подготовил разнообразную программу. Желающих познакомиться с творчеством Н.К. Рериха, Е.И. Рерих и их сыновей — Юрия и Святослава — приглашаем на экскурсии:
Экскурсовод расскажет о деятельности Н.К. Рериха по охране культурных ценностей, о его картинах: «Героическая» серия, женские образы, ранние произведения, работы из серии «Знамёна Востока». Творчество художника гармонично дополняют установленные в залах работы украинского скульптора Алексея Леонова, некоторые из них выполнены по мотивам картин Рериха.
«Рерихом нельзя не восхищаться, — пишет Леонид Андреев в очерке «Держава Рериха», — мимо его драгоценных полотен нельзя пройти без волнения. (…) Ибо богатство его красок беспредельно, а с ним беспредельна и щедрость, всегда неожиданная, всегда радующая глаза и душу; видеть картину Рериха — это всегда видеть новое, то, чего вы не видали никогда и нигде, даже у самого Рериха. (…) И оттого путь Рериха — путь славы. Лувр и музей Сан-Франциско, Москва и вечный Рим уже стали надежным хранилищем его творческих откровений; и вся Европа, столь недоверчивая к Востоку, уже отдала дань поклонения великому русскому художнику.
Сейчас, когда величие и будущность России так страшно колеблются на мировых весах, этот дар художника мы, русские, должны принять с особым трепетом и благодарностью…»
Посетителей познакомят с выставками, посвящёнными семье Рерихов, которые размещены в 5 залах. В музее экспонируются репродукции картин Н.К. и С.Н. Рерихов, а также представлены оригинальные работы: 12 небольших живописных произведений Святослава Рериха и рисунок Николая Рериха.
Работает выставка, посвящённая 140-летию Е.И. Рерих. В экспозиции: репродукции картин, литературные труды Елены Ивановны и записанное ею Учение Живой Этики — представлено несколько книг из этой серии (прижизненное издание).
Экспозиция, посвящённая Ю.Н. Рериху, состоит из его научных трудов, в том числе изданных при жизни учёного. Представлен его первый научный труд «Тибетская живопись», опубликованный в Париже в 1925 году, — Юрию тогда было всего 23 года. Он — участник организованной его отцом Центрально-Азиатской экспедиции. Одна из книг, которую Юрий Рерих написал во время этого путешествия, — «По тропам Срединной Азии». «Я посвящаю эту книгу своим родителям, — пишет автор, — которые подвигнули меня на стезю науки и с детства вдохнули в мою душу жажду новых открытий и исканий».
В залах также экспонируются предметы, принадлежавшие семье Рерихов, их книги, одежда.
«Каждый из нас четверых, — отмечал Н.К. Рерих,— в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много, где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей. Именно русские могут идти по нашим азийским тропам.
И Юрий и Святослав умеют сказать о ценностях народных. Умеют доброжелательно направить молодое мышление к светлым путям будущего. Юрий — в науке, Святослав — в искусстве прочно укрепились. Разве для чужих? Велики нахождения Елены Ивановны. Её записи найдут живой отклик в сердцах искателей-мыслителей. Разве для чужих? (…) Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».
Вход на экскурсии свободный.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.