Лучше недосказать, нежели переполнить и довести до предательства. Братство, 211 |
Концерты классической музыки в Музее Рериха проходят часто. На них звучит и известная классика, и редко исполняемые произведения. Но концерт, состоявшийся 30 июня в День города, был особенным. Это была импровизация — музыка рождалась мгновенно. Пианистка Валентина Соложенцева при помощи нот рассказывала о жизненных историях тех, кто пришёл в тот день на концерт. Люди не сразу решались предложить свои историю, которые Валентине предстояло выразить в звуках фортепиано, и первой вышла со своим сюжетом Светлана Веснина, вот как она рассказывает историю и впечатления от концерта:
«Тихий городской дворик, своего рода, райский уголок. В нём много деревьев, эти зелёные труженики на протяжении длительного времени очищали воздух от выхлопных газов автомобилей, пыли, наполняли воздух ароматом листвы, у них даже была своя «шелестящая» песня. Как хорошо было людям находиться в таком соседстве! Но на свою беду, деревья родились тополями, а в конце весны какое-то время они «пушатся». И вот в один прекрасный солнечный день пришли очень решительные люди с бензопилами, и спиленные под корень могучие деревья с крепкими стволами, ещё не старые, начали падать на землю. Они напоминали солдат, встреченных внезапной пулемётной очередью.
За окном стояла женщина — перед её взором эта трагедия разворачивалась от начала до конца. Сначала она не могла поверить своим глазам — неужели всё это возможно?! Оказалось, что возможно. Это «забота» о человеке и альтернативой уничтоженным деревьям будет закатанная под асфальт земля. Внутри у женщины бушевал каскад эмоций: возмущение, негодование, боль и …бессилие что-либо изменить. Казалось, что сердце не выдержит этого. Но рассудок подсказал — остановись. Вдруг вспомнился телевизионный сюжет об африканских детях, которые живут возле огромных свалок, и проблема, которая касалась её лично, ушла на второй план. Да, сейчас всем трудно в этом мире, но даёт силы и укрепляет вера в Свет будущего, когда вся Земля превратится в цветущий сад.
Валентина замечательно переложила на музыку эту грустную историю. Музыкальное произведение, которое родилось, как только был закончен рассказ, мне особенно понравилось. Музыкальные фразы отражали как-бы стон падающих деревьев, а также страдание, которое при этом испытывал человек. Оптимистические аккорды отражали и утверждали веру в то, что наступит жизнь, когда на Земле всё будет свершаться только во благо каждого человека».
В. Соложенцева мастерки отразила в своей импровизации и другую историю — гармоничного человека, который радуется наступившему дню, яркому солнцу, цветущему дереву и ребёнку, делающему первые шаги по Земле.
Немало зрителей выходило не просто с историями, но и со стихами (своими и чужими), хотели услышать их музыкальную интерпретацию.
«Я сегодня пришла первый раз в этот музей, - сказала ещё одна посетительница, - и он меня очень сильно поразил. Особенно вот эти строки (стихотворение Н.Д. Спириной по картине Н.К. Рериха «Ведущая»):
Та, которая ведёт,
Знает: Небо нас зовёт.
Путь один — вперёд и вверх.
Назначает человек
Сам себе свою судьбу;
И вступает он в борьбу
С ветхой личностью в себе,
Побеждая в той борьбе
Иллюзорный мир земной,
Мир никчёмный и пустой!»
Валентина создала свой музыкальный образ этого произведения, показав жизненный путь человека, который поставил себе цель стать лучше, поэтому идёт вечная борьба «с ветхой личностью в себе».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.