Источник творчества неиссякаем, когда жизнь наполнена мыслью. Потому мыслить значит строить жизнь. Мир Огненный, ч.3, 150 |
Поздравляем наших друзей из Брянской области, Ирину и Андрея Павловых, с успешным проведением их первой выставки из фондов Музея Н.К. Рериха!
Вот какое пришло письмо по следам открытия выставки.
* * *
В августе в библиотеке г. Сельцо Брянской области состоялась выставка «Горы Алтая и Гималаев в живописи Н.К. и С.Н. Рерихов и фотографиях современников».
Но отчего именно Алтай? Россия огромна и разнообразна, богата потрясающими местами. Среди всей нашей необъятной широты и долготы Алтай выделяется как важнейшее средоточие, куда собираются лучи и потоки света. Не случайно, что именно самая высокая точка Сибири – Белуха – понимается как белая, светлая, сияющая гора. Как сказал Н.К. Рерих: «Она «светом пылает».
Многие художники, очарованные красотой гор, изображают её на своих картинах. В выставке в репродукциях были представлены картины Н.К. Рериха, С.Н. Рериха, Г.И. Чорос-Гуркина. И наши фотографии.
Н.К. Рериха назвали певцом священных Гималайских гор (он посвятил им более 700 картин). Когда у него спрашивали, что же значат для него Гималаи, Николай Константинович отвечал: "Гималаи - это величие, которое питает дух". Но Рерих рассматривал весь огромный горный массив Центральной Азии как единый мир "Алтай - Гималаи". Как бы он ни любил Гималаи, но, живя в Индии, перед ликом Гималаев, Рерих мечтал о возвращении на Алтай.
Алтайский художник Г.И. Чорос-Гуркин в своих картинах воспел родной Алтай. В этом он видел своё назначение – «Быть изобразителем красоты твоей, Великий Хан-Алтай».
Впервые попав на Алтай, мы были потрясены мощной и величественной природой этих мест. «Золотые горы» — так переводится Алтай с тюркских языков. Действительно, редкое место на Земле может соперничать с Алтайскими горами по природным богатствам, изумительным ландшафтам и чистоте. Алтай столь разнообразен, что повернув за поворот реки или же горного выступа, можно увидеть совершенно новый пейзаж. Фотоаппарат невозможно выпустить из рук. Но фотографиями трудно передать внутреннее состояние восторга и вдохновения, которое сопровождало нас в походах.
Как отметили посетители, выставка открыла им совершенно новый мир, мир могучей, возвышенной и величественной красоты гор. Как бы встряхнула, заставила оторваться от обыденности.
...Присоединяйтесь к нашей группе передвижных выставок ВКонтакте: https://vk.com/club178684399
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.