Видеть глазами сердца; слышать гул мира ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить прошлые накопления сердцем – так нужно стремительно идти путем восхождения. Сердце, 1 |
3 октября в Музее Н.К. Рериха состоялась творческая встреча с Рашидом Зиатдиновым и закрытие его выставки «У Истока. Белуха», которая нашла очень хороший отклик у посетителей музея. Листая книгу отзывов, можно найти очень много тёплых слов, сказанных в адрес художника и его творчества. При создании этой серии работ он смог найти свой творческий подход, применил всё свое знание, вложил всю свою любовь к Алтаю и смог приблизить священную и прекрасную Белуху к человеку, дал возможность любоваться ею.
Рашид рассказал о своих планах и ответил на вопросы пришедших на эту встречу.
Исполнительный директор Музея Н.К. Рериха О.А. Ольховая поблагодарила художника за выставку: «Рады Вашим постоянным творческим поискам. Представленные работы порадовали многих посетителей музея, ведь художнику дано видеть глазами сердца и запечатлевать на картинах то прекрасное, что дарит человеку природа и сама жизнь. Великий Леонардо да Винчи говорил, что “искусство живописи является внучкой природы и ведёт родство от самого Бога”. Успехов Вам на этом прекрасном поприще!»
Общение с Рашидом продолжалось и после официального закрытия выставки.
В завершение встречи художник передал в дар Музею Н.К. Рериха свою картину «Раннее утро. Белуха» (2019 г.).
В этот день журналист Наталья Шадрина взяла интервью у Рашида Зиатдинова.
«Горы для меня — основа жизни»
Уникальная природа Алтая стала источником вдохновения для многих творческих людей. Среди них наш земляк художник Рашид Зиатдинов, выставка которого под названием «У Истока. Белуха» прошла в Музее Н.К. Рериха.
- Что для Вас, как для художника, горы? Понятно, что для альпинистов — это образ жизни. Они и живут-то только во время восхождений, всё остальное — время подготовки. А для художника?
- Получается, что горы для меня вообще — основа, основа жизни даже. Я без гор не представляю, как можно жить. И когда я первый раз горы увидел, я понял, что это моё. Всё! С тех пор, пока я учился, путешествовал. А как только закончил вуз, сразу на колёса и на Алтай — жить.
- Вы знаете, у меня был один приятель, человек южных кровей, которому всегда было холодно в Сибири зимой. И он всё стонал: как тут холодно. Я говорю: «Ну, уезжай в тёплые края. Краснодар, например, оторвал бы с руками такого специалиста». Он говорит: «Ну, знаешь, я не могу, чтобы не было хорошего симфонического оркестра, чтобы не было театров и так далее». А как Вы бросили, по сути, столицу Сибири и уехали в село на Алтай? Это было без какого-либо колебания?
- Колебаний никаких не было. У меня хороший жизненный опыт был ещё до поездки на Алтай: с 7 класса классный руководитель нас стал водить в зимние походы, именно на лыжах. И вот через какое-то время я понял, что без природы вообще жить не могу. И часто бывало, я один собирался, брал лыжи, доезжал до какой-то станции, выходил и целый день посвящал лыжной прогулке. И получилось так, что этот фон для меня стал таким важным и естественным.
Когда я на Алтай уехал, там такое ощущение, что живёшь среди музыки постоянной. Там шум реки, ветер. Конечно, я музыку люблю и слушаю, но Алтай настолько полон — в нём всё есть, что я, наоборот, когда приезжаю в город, сейчас же стараюсь скорее обратно уехать. Потому что там ты находишься, как рыба в воде, в своей среде. А сюда приезжаешь, тут каждый год машин больше, всё уплотняется. И, конечно, этот контраст настолько разительный, что хочется на Алтай.
- Я Вас очень хорошо понимаю, потому что у меня примерно такие же чувства по отношению к городу. А как с бытом? Как семья?
- А вот как раз то, что я ходил в походы, а там быт был настолько суровый и минимальный, что когда мы переехали на Алтай, нам показалось, что быт райский. В походах мы приходили в дом, где ничего нет. Практически там голый стол, окна, двери, печка. Дрова надо идти пилить. И печка такая, которая быстро кушает дрова, — «буржуйка». А тут у тебя дом с кирпичной печкой, которую раз в день можно топить, в холода. И сейчас быт очень обустроился, от городской квартиры ничем не отличается: горячая вода, стиральная машина…
- Это идеал.
- Идеал, да. Поэтому с этой точки зрения там всё хорошо.
- А работа?
- Работа — несколько направлений получается: я пишу картины. Второе направление: получилось, что при переезде у нас не было своего жилья, мы купили какой-то домик. А, естественно, художнику нужна мастерская, и я запланировал дом с мастерской. Мы получили бесплатно участок, опыт небольшой был, и я начал строить свой дом. А там пошло дальше — мы построили центр для занятий с детьми. Естественно, опыт появился, и надо было подзаработать и свой дом строить. И мы начали строить другим людям, которые приезжали, освоили много новых направлений. Стройка какое-то время как основной вид работы была — строить себе и другим.
- Работа с детьми, наверное, сейчас основная?
- Я вообще переехал туда с идеей новой школы, с такими подходами к образованию, которые позволяли бы детям становиться творцами. То есть чтобы они осознавали свою жизнь, осознавали себя, мир, своё место в этом мире. И, конечно, этот вид деятельности базовый, можно сказать. Мы проводим семейные лагеря. Меня классный руководитель водил в походы и научил любить природу, я тоже хочу отплатить — долг платежом красен. И я тоже стараюсь детей водить в походы, показывать красоты, чтобы они почувствовали эту красоту и благость природы и со временем сами научились ходить в походы и водить других людей.
У нас несколько направлений получается: так как я худграф закончил новосибирский, то это, естественно, — живопись, рисунок, плюс прикладное творчество.
Я ещё закончил технический вуз, и оттуда любовь к математике. Я много лет осваиваю это направление, но оно немножко другое. Это не классическая математика, а, наверное, её можно назвать «пифагорейская». То есть это понимание математики через пространство, и это направление тоже очень интересное, глубокое, я уже несколько курсов провёл, занимался с детьми. Родилось направление «пластилиновая математика».
Я думал: как объяснить математику детям, у которых абстрактное воображение ещё не развито? Однажды в 5 утра мне пришла идея, или приснилось, — пластилин как идеальная математическая среда. С тех пор я это применяю в работе с детьми.
- То есть они лепят?
- Да, я даю пластилин и говорю: «Попробуйте с ним что-то сделать. Если вы можете с ним что-то сделать, опишите это в виде символов. Можете сами придумать символы». Моя задача — не научить шаблонам детей: делай так, так — получишь это, а научить детей думать, чтобы они увидели основы. Если они освоят основы, то все остальные разделы откроются сами собой, если в этом направлении думать.
Работаю и по другим направлениям. Мы с друзьями и коллегами проводили для детей и родителей курсы погружения. Когда за 10 дней, мы проходили то, что в школе проходят за две недели. Например, письменно-речевая деятельность, или день естествознания, день математики, дни географии. Мы стараемся детям не вложить как можно больше информации, а зажечь их, т. е. показать, что это интересно, что это увлекательно. Два раза мы проводили такие погружения, очень хороший результат — под конец родители и дети, как одна большая семья получалась. Очень здорово и трогательно.
- Великое дело Вы делаете на Алтае. Вообще говорят, что человек счастлив, если он в своей жизни обретёт Учителя. Кто для Вас был Учителем? Я говорю не сугубо о живописи, хотя и об этом можно говорить, но Учитель в духовном плане.
- У меня, во-первых, есть и земные учителя. Мне повезло в жизни. С первого класса я пошёл в секцию спортивной гимнастики, и первый тренер был человеком с большой буквы, который показывал очень многое, что в жизни надо делать правильно.
Вторым земным учителем, таким весомым, был классный руководитель Юрий Иванович Ромашов. Это 54-я школа. Он тоже человек с большой буквы. Мне повезло, что он был у нас четыре года. С ним мы ездили в походы, он водил нас в лес, мы сплавлялись на лодках, ездили в Горную Шорию. Он научил нас человеческому пониманию жизни. Был настоящим коммунистом.
Потом, когда я учился на худграфе, мне тоже повезло: меня готовил к поступлению художник Заплавный Анатолий Алексеевич.
Когда после школы я поступил в НГТУ, всё время задавался вопросом о смысле жизни. Мне встретилось Учение Живой Этики. Оно стало основой жизни, я черпаю постоянно оттуда мудрость, черпаю знания, стараюсь в жизни применять это. Учение, как Учитель с большой буквы.
- Когда я посмотрела Ваши картины, даже не зная о том, что Вы следуете Учению, я обнаружила какие-то, штрихами буквально, отблески картин Рериха. Эти синие горы, эти восходы мне просто напомнили его картины. Т. е. влияние живописи Рериха тоже имело место?
- Когда я стал изучать биографию Николая Константиновича, естественно, картины встретились. Счастье, что в Новосибирске есть оригиналы. Сходил, посмотрел, это очень впечатлило. Когда я учился, у меня, естественно, был уровень ученика. Когда ты делаешь кое-как и видишь такое совершенство, оно кажется недостижимым. Но если постоянно в ритме трудишься, то это позволяет приблизиться где-то, что-то уловить. Есть такое у художников выражение — «подсмотреть»: увидеть какие-то приёмы, отношения художественные, и всё это стараешься воплотить.
Николай Константинович очень много вкладывал в живопись. Я, наверное, ещё только-только подхожу к тому, чтобы работы стали сюжетные, наполненные. Много лет ушло на то, чтобы ремесло освоить, то есть уметь писать, уметь передать состояние природы. А сейчас у меня, надеюсь, будут работы, циклы, где я буду сочетать пейзаж и сюжет.
- Эта выставка посвящена Белухе, конечно, гора выдающаяся, исключительная. Вам удалось увидеть в одной Белухе многообразие. Как это получилось?
- Это — любовь. Опять же судьба: она делает подарки. Мы с другом в 1995 году, как раз я первый курс НГТУ закончил, он — пятый, решили рвануть на Алтай, первый раз. Взяли карту, ткнули пальцем рядом с Белухой, сказали: «Вот сюда мы поедем!» Набили рюкзаки, поехали и, как говорят, сказка началась. Мы по дороге познакомились с руководителем студентов археологической экспедиции из Горно-Алтайского университета. Перед этим новосибирские археологи нашли «Укокскую принцессу», а бельгийцы захотели тоже что-то подобное найти и оплатили заброску вертолётом этой экспедиции. И, можно сказать, случайно нас взяли в эту экспедицию, и мы на вертолёте попали в долину реки Аргут. Две недели мы там стояли и писали этюды. Вот так я первый раз увидел Белуху в 1995 году, там сделал зарисовки, этюды. Они через четыре года легли в основу диплома, который я на худграфе писал. На этой выставке есть работа — в 2006 году написал её по воспоминаниям этого похода.
А потом я поселился в Уймонской долине, Белуха рядом, её можно увидеть чуть ли не каждый день в хорошую погоду, если сильно захочешь. Ну и маршруты туда — в окрестности, на Аккемское озеро, обзорные вершины, с которых открываются потрясающие виды. Материала много накопилось, и я стараюсь нашу красавицу изображать в разных состояниях.
- Но ведь помимо Белухи на Алтае есть другие горы. Они тоже попали к Вам на картины?
-Да, на этой выставке Белуха и Катунский хребет, то есть это озёра, горы, которые прилегают к Белухе. Когда я учился, мы очень много путешествовали. За четыре года получилось шесть экспедиций: от Телецкого озера до Южно-Чуйского хребта. Везде этюды писали, потом они перерабатывались в картины. Когда удалось всё посмотреть и сравнить, то район Белухи и Уймонской долины, безусловно, лидерами по красоте оказались, и мы туда сразу уехали. Мы сдали диплом в начале лета, а в июле поехали в долину. Можно сказать, мы пешком всю её обошли, заходили в каждое село, хотели почувствовать, где наше место. Место мы определили и в сентябре переехали на Алтай насовсем.
- Для художника всегда важно, наверное, не останавливаться на достигнутом, а видеть перспективу.
- В Учении есть понятие ритма, в живописи он тоже важен. Вот у меня получилось, что когда мы переехали на Алтай, у нас старт хороший получился. Мы много писали зимой: можешь утром встать, взять кисточку и работать. Мы много работали, провели в 2004 году в Новосибирске совместную с женой выставку.
А потом я стал строить свой дом, потом детский центр. Нагрузка большая, стал писать меньше, но всё равно находил моменты и старался писать, писать. У нас есть студия живописи, куда приходят знакомые, друзья. Мы раз в неделю собираемся на совместное писание картин.
Естественно, были поиски и были какие-то трудности. Во время первой выставки был первый такой пик, когда кажется, что ты уже хорошо освоил ремесло и можешь написать всё, что хочешь. И вот в этот момент приходит вопрос: а что писать? Вроде ты чего-то добился, можешь озеро написать, горы. Я задумался, и в течение года у меня было очень мало работ.
В 2005 – 2006 годах я внутри себя искал: а что я хочу выразить? Вдруг пришло как озарение, вспышка — я хочу, чтобы картины были светоносные. Появилась идея написать Белуху без ограничений, которые закладывает классическая школа, когда ты должен так, не должен переступать вот так. Эту работу я решил написать, как я чувствую, как хочу. И я махал кисточкой, чуть ли не шарики получились летающие в воздухе. Но работа получилась, как говорят, от души. Знакомая её оценила и сказала: «Я её хочу купить». И после этой работы существовавшие преграды исчезли.
И вот до этого времени у меня шло освоение — пейзаж с возможностью выразить какое-то уникальное состояние природы: или луч пробивается, или какое-то особенное утреннее освещение, то есть уловить колорит, какую-то изюминку внести в работу. А теперь у меня возникло желание ещё к этому прибавить сюжетность — когда закладывается в картину не только красота природы, но ещё и красота человеческих исканий. Недавно я уже написал работу такого плана: снежное плато, вдали Белуха, из-за Белухи восходит солнце, следы по снегу и вдали движущаяся человеческая фигурка. И вот в этом направлении у меня сейчас будет работа — соединение сюжета и красоты природы.
- Мне остаётся Вам пожелать успеха, и чтобы Вы приехали с новой выставкой, освоив именно это направление.
- Да, да, у меня та же мысль.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.