Тот, кто не идёт верхним путем, избирает себе низший путь. Рерих Е.И. Письмо от 04.07.1934 |
12 октября — во вторую субботу месяца, когда для всех посетителей вход в музей свободный, состоялась встреча в рамках дней Культуры. Она была приурочена к 145-летию со дня рождения Н.К. Рериха, который отмечался 9 октября.
Программу дня открыла Татьяна Деменко:
«”Творец Будущего”, “Голос Эпохи”, “Вселенная Рериха”, “Держава Рериха” — такими эпитетами исследователи называют Мастера и его творческое наследие.
В то время, когда имя художника ещё не было широко известно, начиная с 60-х годов XX века, о Рерихе заговорили не только искусствоведы, но и учёные.
Крылатая цитата академика А.П. Окладникова стала известна многим: «Сделанное Рерихом не укладывается в обычные представления о человеческих возможностях».
Феномен Н.К. Рериха так определила основатель нашего музея Н.Д. Спирина — «Гигант духа и мысли». «Гиганты духа и мысли были всегда впереди своего времени», — писала она.
Встретившись с Рерихом в 1935 году в городе Харбине, Наталия Дмитриевна навсегда осталась предана тем идеалам чистоты духа и великой силы Культуры, которые возвещал художник. Благодаря этому в Сибири возник Музей Н.К. Рериха, в котором мы с вами находимся.
А первый в мире музей Рериха был создан при его жизни в 20-е годы прошлого века в Америке. Здесь, в зале размещена выставка, посвящённая американскому музею.
Музей Николая Рериха в Нью-Йорке и новосибирский музей сотрудничают, и эта выставка — результат объединения наших общих усилий».
Затем гости музея посмотрели фильм «Голос Эпохи» и слайд-программу «Посланец доброй воли», рассказывающую о деятельности Н.К. Рериха в Америке.
Встреча завершилась концертом. Лауреат международных и всероссийских конкурсов Екатерина Предвечнова исполнила произведения Н.К. Метнера для фортепиано.
Во второй части концерта прозвучали арии и романсы на слова А.С. Пушкина. Лауреат международных конкурсов Анастасия Сергеева, артистка Новосибирского музыкального театра Наталья Королёва исполнили произведения Н. Римского-Корсакова, А. Даргомыжского, Н. Метнера, С. Рахманинова, П. Чайковского.
Партию фортепиано исполнили лауреат международных конкурсов Евгения Никулина, Василий Денисенко и Маргарита Копаева.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.