Два признака подлинности Учения: первый – устремление к Общему Благу; второй – принятие всех бывших Учений, ответивших первому признаку. Озарение, ч. 3, гл. 5, п. 13 |
23 октября в Музее Н.К. Рериха в рамках Дней Культуры прошла встреча, посвящённая ещё одному юбилею этого года — 115-летию со дня рождения С.Н. Рериха. Мероприятие открыла Н.М. Кочергина:
«Сегодня замечательный день, большой праздник — 115-летие со дня прихода в этот мир Святослава Николаевича Рериха — великого художника, глубокого мыслителя, историка искусства, общественного деятеля. Он родился 23 октября 1904 года в семье Николая Константиновича и Елены Ивановны Рерих, в которой уже подрастал их старший сын Юрий. Эта семья стала духовным союзом четырёх великих душ, миссией которых, как мы знаем, было — принести миру новые знания, заложить камень основания Новой Эры в жизни человечества.
Святослав Рерих родился и провёл детство в Петербурге, был необычайно талантлив, обучался рисунку и живописи. С 12 лет жил с семьёй в Финляндии, где лечился отец; затем были Англия и Америка — там он продолжил своё художественное образование. Разделяя взгляды отца и матушки, Святослав помогал им во всех делах, во всех культурных начинаниях. Уже в 19 лет, когда родители и брат Юрий отправились в пятилетнюю экспедицию по Центральной Азии, он остался в Америке, где возглавил международный художественный центр “Corona Mundi” (“Венец Мира”), участвовал в осуществлении начатых Николаем Рерихом проектов; он же все эти годы осуществлял связь экспедиции с внешним миром. Очень рано С.Н. Рерих заявил о себе как об очень самобытном художнике; участвовал в различных выставках, был отмечен премиями.
Во всём для него примером были отец и матушка, их удивительно гармоничные взаимоотношения, их грандиозная созидательная деятельность, имевшая мировой размах, наконец, их подвижническая, поистине героическая жизнь, наполненная испытаниями и борьбой во имя одной цели — Служения благу людей. Тот путь, которым шла семья Рерихов, символически отображён на одной из картин С.Н. Рериха: она называется “Через перевал”. В стихотворении Н.Д. Спириной так говорится о картине:
Самому Святославу Николаевичу достался сложнейший участок общего пути Рерихов: после ухода из жизни отца и матушки, а затем и старшего брата, с 1960 по 1993 год (тридцать три года) он “шёл одиноко”, подобно герою другой его картины — “Я иду в одиночестве”. На ней мы видим одинокого странника, упорно продвигающегося вперёд, несмотря на встречное сопротивление стихий; глядя на него, мы чувствуем, как ему трудно и в то же время ощущаем невероятную волю этого человека, и мы знаем — он обязательно дойдёт до своей цели.
И Святослав Николаевич “дошёл”, выполнил свою задачу жизни, сделав невероятно много за свою жизнь. Он оставил нам несколько тысяч картин, каждая из которых — шедевр искусства, и миру ещё предстоит открывать и открывать Святослава Рериха как художника.
Всю жизнь он интересовался проблемами воспитания и принимал самое деятельное участие в работе школы в Бангалоре, созданной на основе идей индийского философа Ауробиндо Гхоша; Святослав Рерих был также основателем и почётным президентом культурно-просветительского Центра искусств в Бангалоре.
С.Н. Рерих до конца жизни нёс свою миссию связующего звена между Россией и Индией; живя в Индии с 1931 года, он постоянно приезжал в нашу страну, встречался с представителями власти, решая вопросы наследия своих родителей и Юрия Николаевича, института “Урусвати”, — ведь всё это предназначалось русскому народу; он привозил на выставки свои картины и картины отца, никому не отказывал во встречах и беседах, общался с огромным количеством людей, жаждавших услышать его, без устали отвечал на вопросы.
Святослав Николаевич был подлинным философом — в истинном значении этого слова — он не просто любил Истину, но и сам нёс её в своём сердце, был тем, кого называют мудрецом. Потому в своих выступлениях и беседах он говорил предельно просто и понятно, и это доходило до каждого. Жизненным кредо Святослава Рериха были слова — “Будем всегда стремиться к Прекрасному!” Он повторял эти слова практически на всех встречах, объясняя, что стремление Красоте, то есть к улучшению, совершенствованию, есть Закон космический, присущий и всей Природе, и человеку изначально.
И сам С.Н. Рерих был необыкновенно красив, его облик излучал благородство, и весь он светился внутренним, духовным светом. К нашему счастью, младший сын Рерихов был нашим современником, и в 1980 - 1990-х годах многие из нас имели возможность видеть его выступления по телевидению или бывать на его встречах. Наталия Дмитриевна Спирина, руководитель СибРО, приезжала в Москву почти на все встречи с С.Н. Рерихом, и, что очень важно, получила от него необходимые указания, касающиеся рериховского движения в Сибири и создания здесь музеев Рериха. Таким образом, оба музея, созданные СибРО (в Новосибирске и на Алтае), появились здесь не случайно, — об этом думал и мечтал С.Н. Рерих.
30 лет назад, в ноябре 1989 года, Святослав Рерих в последний раз приехал в Москву; он встречался с руководством страны, решал вопросы, связанные с созданным Советским Фондом Рерихов.
23 ноября состоялась его пресс-конференция в Пресс-центре МИД. Нам посчастливилось тогда (чудом!) побывать на этой встрече, увидеть и услышать Святослава Николаевича, почувствовать непередаваемое никакими словами обаяние его личности и тот физически ощутимый СВЕТ, который излучался от всего его облика. Такое запечатлевается в сердце навсегда…
Приведу только несколько слов из сказанного тогда Святославом Рерихом.
На вопрос: “Какова роль России в наше время?” — С.Н. Рерих ответил: “Её роль неоспорима, это роль великой страны и великого народа. Это новые шаги, исходящие из русской мысли, которая всегда очень широко и глубоко ставила задачи перед человечеством. Я уверен и знаю, что мы дадим всему человечеству новый подход, новые решения, новое счастье.
…Невозможно сразу всё разрешить. Мы растём препятствиями — это наши близкие друзья, они будут, и мы должны их приветствовать. И тогда мы взойдём на новые ступени. Препятствия — то, что даёт нам силы. Есть энергии, которые выявляют себя только через препятствия.
…Надо смело идти вперёд. Величайшее счастье — то, что мы можем об этом говорить, обсуждать, планировать будущее. Бесконечность и Вечность, окружающие нас, всё это содержат, а мы должны только вызвать это к жизни. Нет большей радости, чем устремляться к Прекрасному. Это очень богатый и прекрасный путь”».
В этот день гости музея посмотрели слайд-композицию «Запечатлеть черты Прекрасного» и фильм «Стремление к Прекрасному. Воспоминания о С.Н. Рерихе» (студии СибРО). С.Р. Сапунков провёл экскурсию по залу Святослава Рериха, в котором представлены подлинники и репродукции с картин художника, рассказал о его творчестве, ответил на вопросы.
Так прошёл в Музее Н.К. Рериха праздник, посвящённый Святославу Рериху — художнику, названному «Вестником Красоты».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.