Не слова спасут, но их применение. Мир Огненный, ч.2, 199 |
15 февраля востоковед Елизавета Евгеньевна Малинина, доцент кафедры востоковедения Новосибирского государственного университета, прочла в стенах Музея Н.К. Рериха лекцию о древнейшей религии Японии - синто.
Впечатлениями о лекции делится один из слушателей, Любовь Козырева.
«Синтоизм - очень важная сфера духовной жизни японцев, корень и путь их жизни. Эта очень древняя религия произошла из глубокой веры в разумность жизни, в то, что вся природа одухотворена. Все явления природы, все объекты и даже предметы наделены жизненной силой, поэтому горы, реки, пещеры, водопады, деревья, камни, достойны поклонения. Особенно почитается всё необычное, например, люди совершают паломничество к дереву, которому около семи тысяч лет. Поклоняются не самому дереву или камню, а ками – духовной сущности, пребывающей в нём. Отсюда идёт почитание, уважение к природе и благоговение перед ней.
Наиболее прекрасные, самобытные места становились святилищами. В Японии не менее ста тысяч святилищ. Священное место - это окошко между божеством и человеком. Японцы верят в защитную силу богов и стараются снискать их благорасположение. Они устраивают богам праздники, проводят ритуалы и мистерии, строят храмы. Самый большой и красивый храм Идзумо Тайся посвящён богу Окунинуси, творцу Японии. Ещё наибольшим почитанием пользуется богиня Аматэрасу Омиками, богиня Солнца, прародительница японского императорского рода. Совершить паломничество Аматэрасу приходят многие тысячи людей. Ритуалы имеют различное назначение: от моления о дожде до ритуала встречи богов.
Кроме религии синто на японские острова проникали и другие верования, такие как даосизм, конфуцианство, христианство, но ни одна из них так глубоко не проникла и не заменила синтоизм. В шестнадцатом веке в Японию пришёл буддизм, но обе религии не только не стали враждебными, а, наоборот, образовали гармонический синтез. Буддийский и синтоистский храмы могут соседствовать на одной территории.
Синтоизм помог сформировать у японского народа особенные черты характера: стремление к чистоте, как к физической, так и к духовной, трепетное отношение к красоте, утончённость, почитание традиций.
Лекцию Елизавета Евгеньевна сопроводила слайдами с видами самых красивых ландшафтов Японии, с фрагментами мистерий и ритуалов, фотографиями храмов. Япония стала нам ближе и понятнее. А у некоторых зародилась мечта побывать в этой удивительной стране».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.