Музей Николая Рериха на Алтае    контакты    написать нам   8 (38848) 2-43-36, +7 (913) 920-92-92

Мысли на каждый день

Чем выше сознание человека, тем тоньше он в своих выражениях.

Рерих Е.И. Письмо от 24.05.1934

"Мочь помочь - счастье"
Контакты
Часы работы
Ежедневно:
с 10:00 до 18:00 — октябрь – апрель
с 9:00 до 19:00 — май – сентябрь
Цена билета
Граждане РФ:
Полный билет — 300 руб.
Дети (от 7 до 17 лет) — 50 руб.
Жители Верх-Уймонского сельского поселения — бесплатно
Иностранцы — 400 руб.

Сайты СибРО

Учение Живой Этики

Сибирское Рериховское Общество

Музей Рериха Новосибирск

Музей Рериха Верх-Уймон

Сайт Б.Н.Абрамова

Сайт Н.Д.Спириной

ИЦ Россазия "Восход"

Книжный магазин

Город мастеров

Наследие Алтая
Подписаться

Музей

Трансляции

Книги

Ежедневно 9-00 до 19-00
Цены на билеты

О строительстве Выставочного зала в Верхнем Уймоне: письмо В.А. Скосырского

11.01.2021

О строительстве Выставочного зала в Верхнем Уймоне: письмо В.А. Скосырского
О строительстве Выставочного зала в Верхнем Уймоне: письмо В.А. Скосырского

Один из постоянных помощников строительству нового Выставочного зала Музея Н.К. Рериха в Верх-Уймоне, Василий Андреевич Скосырский, делится своими размышлениями о строительстве и  поэтическими находками. 


Дорогие друзья!

Наш общий дом — космический корабль — родная Земля набирает скорость, и Время не ждёт.

О планах продолжения строительства нового корпуса в Мемориальном Доме-Музее Н.К Рериха на Алтае (село Верхний Уймон) в предстоящую зиму этого года подробно рассказал на сайте главный инженер СибРО Щербаков Игорь Михайлович.

Я, как приверженец ускорения этого долгожданного развития и частый гость на стройке, знакомый с большинством из участников, которые конкретно, топорами и потом, воссоздали замысел проектировщиков, архитекторов и инвесторов, в год, прямо скажем, непростой, хочу поделиться некоторыми размышлениями по этому поводу, тем более Игорь Михайлович отвёл нам время на усадку брёвен в доме и творческих мыслей в голове.

Давайте посмотрим на явление создания нашего нового дома, а главное, на его созидателей, глазами поэта Серебряного века Николая Алексеевича Клюева, современника Николая Константиновича Рериха, воспевающего, как и он, ценности и гармонию жизни Руси и Востока, не понаслышке знающего богатую культуру деревенского быта и старообрядческий уклад её жизни.

Н.А. Клюев

РОЖДЕСТВО ИЗБЫ

От кудрявых стружек тянет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крепкогрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.

Тёпел паз, захватисты кокоры,
Крутолоб тесовый шоломок.
Будут рябью писаны подзоры
И лудянкой выпестрен конёк.

По стене, как зернь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной шубке
Явь и сонь мерещились — легки.

Крепкогруд строитель-тайновидец,
Перед ним щепа как письмена:
Запоёт резная пава с крылец,
Брызнет ярь с наличника окна.

И когда очёсками кудели
Над избой взлохматится дымок —
Сказ пойдёт о Красном Древоделе
По лесам, на запад и восток.

1915 г.

Каково сказано! «Рождество избы» — акт творения, созидание, искусство. После прочтения этого стихотворения уверен, что все мы по-другому увидим хронологию фотографий. Щепа и стружки становятся и для нас «письменами» лет, прожитых деревьями сруба, историей и географией, где они росли. А умелые руки мастеров передали дому красоту и устремления своих душ.

Вот они наши мастера-«древоделы», творящие настоящую красоту «избяного космоса», как называл поэт: «Беседная изба — подобие вселенной: в ней шолом — небеса, полати — Млечный путь…» А Выставочный зал разве не беседная изба?

Перечислим наших крепкогрудых мастеров поимённо:

Прораб — Садовой Александр, Бригадир — Николаев Сергей, Плотники — Пеньков Виктор и Пегин Константин, помощники — Павлов Андрей из Брянска, Ломакин Андрей из Екатеринбурга, Лукина Ольга из Тюмени, Броздовский Владимир из Кемерово, Коршунов Алексей, Кожевин Валерий и Бушуев Евгений из Ярославля, Алексей Грачёв из Новосибирска. Проектировщики: Коровина Анастасия, Чалков Геннадий, Чалков Евгений, Гимадиев Руслан, Анатолий Нестеров. И, конечно же, Щербаков Игорь Михайлович — неутомимый всевидящий глаз, умелые руки и широкое инженерное сопровождение стройки.

Прирастают «избы» в Уймонской долине, расширяя пространство Красоты и обозначая контуры будущего города Мечты.

Читающий эти строки, думаю, догадался, что я не случайно привёл именно это стихотворение из многопланового творчества Николая Клюева. Его красочная поэтическая речь, содержащая в себе утверждение нетленных ценностей крестьянского мира, побуждает окунуться в него, опираясь на свою генетическую память, и быстрее взяться за словари. В этом и вижу прямую пользу, особенно для молодёжи.

Давайте приглядимся к полотнам Н.К. Рериха, вслушаемся в деревенскую красоту стихов поэта Н.А. Клюева (равно как и других его современников, воспевающих деревню как первооснову мироздания) и постараемся понять глубокую мудрость, запечатлённую в форме, знаке, символе — простом и привычном, но не постигнутом. Чем, кстати, и занимаются дети села Верхний Уймон и округи в нашем «Городе мастеров», постигая мудрость урало-сибирской росписи.

И напоследок. Не расслабляемся в зиму. Думаем, как помочь Музею… и помогаем реально!

В одном из своих ранних стихотворений Андрей Вознесенский обращался к читателю:

Если лес — помоги,
если хлеб — помоги,
если есть — помоги,
если нет — помоги!

Помогите музею запустить Галерею!

С уважением, В.А. Скосырский





 Рассказать друзьям:
ВКонтакт Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru
Вся работа СибРО ведётся на благотворительные пожертвования, доход от продажи музейных билетов существенно меньше, чем затраты. Пожалуйста, поддержите нас любым вкладом:

Возврат к списку

История Музея Рериха
Н. К. Рерих в экспедиции. / Nicholas Roerich during the expedition

С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.

Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».

Дом Варфоломея Атаманова. / Varfolomey Atamanov’s house. 1926

Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».

Музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне / Nicholas Roerich Museum. Verkhniy Uymon

Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.

Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.



Фильм
"Влечёт к себе Сибирь великая..."
о строительстве Музея Н.К. Рериха
в Верх-Уймоне.

Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.