Делите все на четыре части: первая – Высшему, вторая – Общему Благу, третья – ближнему и четвертая – себе. Но придет час, когда останутся только три части, ибо четвертая будет поглощена второй. …Никто, кроме сердца, не укажет границу этих частей. Мир Огненный, ч.2, 457 |
Один из постоянных помощников строительству нового Выставочного зала Музея Н.К. Рериха в Верх-Уймоне, Василий Андреевич Скосырский, делится своими размышлениями о строительстве и поэтическими находками.
Дорогие друзья!
Наш общий дом — космический корабль — родная Земля набирает скорость, и Время не ждёт.
О планах продолжения строительства нового корпуса в Мемориальном Доме-Музее Н.К Рериха на Алтае (село Верхний Уймон) в предстоящую зиму этого года подробно рассказал на сайте главный инженер СибРО Щербаков Игорь Михайлович.
Я, как приверженец ускорения этого долгожданного развития и частый гость на стройке, знакомый с большинством из участников, которые конкретно, топорами и потом, воссоздали замысел проектировщиков, архитекторов и инвесторов, в год, прямо скажем, непростой, хочу поделиться некоторыми размышлениями по этому поводу, тем более Игорь Михайлович отвёл нам время на усадку брёвен в доме и творческих мыслей в голове.
Давайте посмотрим на явление создания нашего нового дома, а главное, на его созидателей, глазами поэта Серебряного века Николая Алексеевича Клюева, современника Николая Константиновича Рериха, воспевающего, как и он, ценности и гармонию жизни Руси и Востока, не понаслышке знающего богатую культуру деревенского быта и старообрядческий уклад её жизни.
Н.А. Клюев
РОЖДЕСТВО ИЗБЫ
От кудрявых стружек тянет смолью,
Духовит, как улей, белый сруб.
Крепкогрудый плотник тешет колья,
На слова медлителен и скуп.
Тёпел паз, захватисты кокоры,
Крутолоб тесовый шоломок.
Будут рябью писаны подзоры
И лудянкой выпестрен конёк.
По стене, как зернь, пройдут зарубки:
Сукрест, лапки, крапица, рядки,
Чтоб избе-молодке в красной шубке
Явь и сонь мерещились — легки.
Крепкогруд строитель-тайновидец,
Перед ним щепа как письмена:
Запоёт резная пава с крылец,
Брызнет ярь с наличника окна.
И когда очёсками кудели
Над избой взлохматится дымок —
Сказ пойдёт о Красном Древоделе
По лесам, на запад и восток.
1915 г.
Каково сказано! «Рождество избы» — акт творения, созидание, искусство. После прочтения этого стихотворения уверен, что все мы по-другому увидим хронологию фотографий. Щепа и стружки становятся и для нас «письменами» лет, прожитых деревьями сруба, историей и географией, где они росли. А умелые руки мастеров передали дому красоту и устремления своих душ.
Вот они наши мастера-«древоделы», творящие настоящую красоту «избяного космоса», как называл поэт: «Беседная изба — подобие вселенной: в ней шолом — небеса, полати — Млечный путь…» А Выставочный зал разве не беседная изба?
Перечислим наших крепкогрудых мастеров поимённо:
Прораб — Садовой Александр, Бригадир — Николаев Сергей, Плотники — Пеньков Виктор и Пегин Константин, помощники — Павлов Андрей из Брянска, Ломакин Андрей из Екатеринбурга, Лукина Ольга из Тюмени, Броздовский Владимир из Кемерово, Коршунов Алексей, Кожевин Валерий и Бушуев Евгений из Ярославля, Алексей Грачёв из Новосибирска. Проектировщики: Коровина Анастасия, Чалков Геннадий, Чалков Евгений, Гимадиев Руслан, Анатолий Нестеров. И, конечно же, Щербаков Игорь Михайлович — неутомимый всевидящий глаз, умелые руки и широкое инженерное сопровождение стройки.
Прирастают «избы» в Уймонской долине, расширяя пространство Красоты и обозначая контуры будущего города Мечты.
Читающий эти строки, думаю, догадался, что я не случайно привёл именно это стихотворение из многопланового творчества Николая Клюева. Его красочная поэтическая речь, содержащая в себе утверждение нетленных ценностей крестьянского мира, побуждает окунуться в него, опираясь на свою генетическую память, и быстрее взяться за словари. В этом и вижу прямую пользу, особенно для молодёжи.
Давайте приглядимся к полотнам Н.К. Рериха, вслушаемся в деревенскую красоту стихов поэта Н.А. Клюева (равно как и других его современников, воспевающих деревню как первооснову мироздания) и постараемся понять глубокую мудрость, запечатлённую в форме, знаке, символе — простом и привычном, но не постигнутом. Чем, кстати, и занимаются дети села Верхний Уймон и округи в нашем «Городе мастеров», постигая мудрость урало-сибирской росписи.
И напоследок. Не расслабляемся в зиму. Думаем, как помочь Музею… и помогаем реально!
В одном из своих ранних стихотворений Андрей Вознесенский обращался к читателю:
Если лес — помоги,
если хлеб — помоги,
если есть — помоги,
если нет — помоги!
Помогите музею запустить Галерею!
С уважением, В.А. Скосырский
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.