Все человеческое горе происходит от невежества. Беспредельность, 828 |
10 апреля в Музее Н.К. Рериха в Новосибирске открылась выставка работ художника-космиста Б.А. Смирнова-Русецкого «Идущий к звёздам». Она посвящена 60-летию первого полёта человека в Космос. Это совместный проект Музея Н.К. Рериха, Государственного музея Востока (г. Москва), «Центра Искусств. Москва», галереи «Веллум» (г. Москва) и частного коллекционера И.М. Зенкина.
Космонавтика призвана исследовать физическую сторону непознанного бесконечного мира и космоса. Художники-космисты изобразительными средствами отражают духовную суть окружающего нас мира.
В лирико-философских космических пейзажах Б. Смирнова-Русецкого — одухотворённая и величественная природа, светящаяся материя, разумные миры созвездий. Музыкальное начало, всепроникающий ритм, цвет, передающий особое состояние внутреннего озарения, создают то единство большого и малого, когда звезда и человек, деревья и лучи светил, волны моря и ритмы неба предстают как часть великого космического целого.
Художнику удалось расширить понятие пейзажа от Земли до космических далей. Это чувство вселенской причастности — отличительный мотив русской поэзии и философии начала XX века — ярко и самобытно выражен в его живописных твореньях.
Встречи в 1926 году в Москве с Н.К. Рерихом стали огромным творческим импульсом для Смирнова-Русецкого и его соратников, создавших группу художников-космистов «Амаравелла».
После открытия выставки посетители музея смотрели фильм «Улыбка Гагарина».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.