Бог есть любовь, и всё существование Вселенной обязано именно любви, и ничему другому. Рерих Е.И. Письмо от 17.10.1935 |
«Мир увидел в нём гонца из России; вестника, над которым сверкнули лучи того самого ценного, что есть в России: вечного духа нежности, ласковой любви к преуспеянию всенародному, твёрдого утверждения Добра. Рерих открыл миру окно в Россию» (Вс. Ивáнов).
В Новосибирске в Музее Н.К. Рериха продолжается цикл лекций «Рерих в России. Штрихи к биографии» — 24 апреля прозвучала вторая часть. Нина Василькова рассказала о художественных выставках Н.К. Рериха за рубежом, а также о его деятельности в качестве директора Рисовальной школы Императорского общества поощрения художеств.
В 1904, 1906 – 1908 гг. в Европе (Париж, Прага, Вена, Мюнхен, Берлин, Дюссельдорф, Лондон) проходят выставки русских художников, в которых принимает участие и Н.К. Рерих. Художник получает международную известность и признание. Вот как писали в Париже о картинах Рериха:
«Впечатление, оставленное этими шедеврами, как нельзя более глубокое. Красота их признана неоспоримой. В них раскрывается неведомый доселе мир, заставляющий грезить снами восточной готики, которая сочетала византийское величие с суровыми элементами азиатского творчества. Выставка картин г. Рериха показала, что в России совершается победоносный поворот в искусстве к новому и национальному, совершается удачная эволюция, которой гарантировано блестящее будущее».
Исследователь творчества Рериха, Всеволод Ивáнов, характеризуя русский период творчества художника и его значение для мировой культуры, отметил: «Рерих в изысканной, несравненно художественной форме, в чудесных образах, в поющих красках принёс миру, во множестве своих картин, такое напряжённое чувство безусловной Красоты, такую свежесть впечатлений, такую сияющую святость настроений, которых давно, очень давно не чувствовал западный мир в своём обиходе».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.