Спросят: «Где же поиски совершенства?» Отвечайте: «Нам в Любви, Красоте и Действии – тех трёх путей достаточно». Листы сада М. Зов, 19.07.1922 |
«Невольно напрашивалась преемственность нашего древнего быта и искусства от Индии, — писал русский художник и путешественник Николай Рерих. — Обычаи, погребальные "холмы" с оградами, орудия быта, строительство, подробности головных уборов и одежды, все памятники стенописи, наконец, корни речи — всё это было так близко нашим истокам». Он считал, что восточное влияние на Русь было более значительным, чем западное.
17 октября в Новосибирске в Музее Н.К. Рериха состоялась лекция «Рерих и культурное наследие Азии», часть 1: «Древние святыни Индии». Нина Василькова по материалам Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха рассказала о памятниках периода династии Маурья (III – I вв. до н.э.) — правителей, начавших объединение Древней Индии. Завершение объединения пришлось на время правления Ашоки Маурья (268 – 232 гг. до н.э.), сыгравшего важную роль в становлении буддизма; годы его правления считают золотым веком в истории буддизма.
Буддизм, оказавший огромное влияние на культуру Центральной Азии, представлял для Рериха особый интерес.
Гостям музея на экране демонстрировали сооружения буддийского культа: пещерные храмы, ступы, колонны, завершающиеся капителями. Наиболее знаменита «Львиная капитель» (III век до н.э.) — её изображение является ныне гербом Индии.
Лектор рассказала и об уникальном комплексе Аджанты (II – VII вв.). В нём осуществился великий синтез архитектуры, скульптуры и живописи. По мнению современных специалистов, живопись Аджанты уступает только помпейским фрескам.
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.