Следует к понятию сотрудничества приобщить понятия учительства, водительства, уважения ближнего, самого себя и тех, кто следует после вас. Мир Огненный, ч.2, 350 |
23 октября мы отмечаем 117 лет со дня рождения яркого, самобытного и талантливого художника Святослава Николаевича Рериха — «Вестника Прекрасного».
В 1960 году в Индии, в Дели, проходила большая персональная выставка Святослава Рериха. В книге отзывов один из её посетителей — Специальный Уполномоченный Представитель Пакистана в Индии — записал:
«Увидев Ваши картины, я впервые осознал, что цвет сам по себе может быть мощным выразителем духовного смысла. Передача цвета и света в Ваших картинах создает эффект... который имеет не столько визуальный, сколько духовный характер. Те материальные предметы, которые Вы избираете для изображения, есть не тема Ваших картин, но всего лишь повод для раскрытия того драгоценного нечто, что лежит в глубине Вашей души.
Когда я увидел Ваши картины, меня тотчас же поразило то, что Вы — человек, который смотрит на мир ничем не замутнённым взором, и, более того, я смог почувствовать, что в своём духовном существе Вы достигли той степени внутренней ясности и спокойствия, которая является отличительным признаком всех тех, кто поднялся на высокую ступень эволюции».
В жизни Святослав Николаевич искал красоту, которая всегда его привлекала, и, запечатлевая её на своих полотнах, художник передавал людям радость, которую при этом испытывал сам. Красота универсальна, и кроме эстетического наслаждения, как считал Святослав Рерих, она имеет и воспитательное значение. С древности до нас дошли слова великого Платона, которые любил повторять Святослав Николаевич: «Созерцая прекрасное, мы возвышаем себя».
...Святослав Николаевич Рерих родился в Петрограде в 1904 году. В декабре 1916 года в связи с болезнью отца — Николая Константиновича — Рерихи уезжают в Карелию (в Финляндию, которая в то время была в составе России), Святославу тогда было 12 лет. С 1928 года семья живет в Индии. И только в апреле 1960 года Святослав Николаевич приезжает на Родину, где не был 45 лет. Но, живя за пределами России, он всегда по своей сути оставался русским, другие страны только обогащали его «русские основы»; своё творчество художник завещал Родине.
О встречах в Москве со Святославом Николаевичем Рерихом вспоминала основатель Музея Н.К. Рериха — Н.Д. Спирина:
«Он был гармоничен, и эта проявляющаяся в нём гармония создавала такую же атмосферу, и близость его излучений вызывала ощущение счастья. Вокруг него, находящегося в центре Москвы, создавался Оазис Света. Мы переносились в мир иной, не имевший к тому столичному водовороту, который бурлил за стенами, никакого отношения. Мы об этом просто не помнили. Мы были в ином измерении, отключённые от временного и повседневного и включённые в надземное и вечное.
Прекрасное бывает и в искусстве, и в природе, и в человеке; и, встречаясь со Святославом Николаевичем, мы имели духовную радость лицезреть в нём это прекрасное. И мы начинали понимать, что если мы будем следовать его призыву: "Будем всегда стремиться к Прекрасному", то, в нашей малой мере, и нам не будет недоступно то преображение, которое в полной мере являл он».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.