Последствие действия можно заживить лишь действием. Никакие словесные утверждения, никакие клятвы не имеют значения. Знаки Агни Йоги, 52 |
23 января в 15:00 в Музее Н.К. Рериха будет прочитана лекция «Страна снегов». Часть 1: «Кайлас». Посетители посмотрят её в видеозаписи.
Уже при жизни Н.К. Рериха стали называть Мастером Гор, певцом священных Гималаев. Джавахарлал Неру говорил, что индийцы в долгу перед Рерихом, который выявил дух Гималаев на своих великолепных полотнах. В одной только Центрально-Азиатской экспедиции Рерихом были созданы сотни картин и этюдов, отразившие «живописную панораму земель и народов Внутренней Азии».
Воспетый художником величественный и загадочный горный мир восхищает и завораживает. Сотрудница Музея Рериха Цыганкова Юлия (Стройнова Юлия) расскажет о священной горе Кайлас — одной из вершин Трансгималаев. Кайлас — это также и название горного хребта на юге Тибетского нагорья. Вершина Кайлас считается обителью бога Шивы и является в Тибете одним из главных мест паломничества.
Высота её в разных источниках указывается в диапазоне от 6638 до 6890 м. С тибетского «Кайлас» переводится как «Драгоценный камень снегов». Ни географически, ни геологически Кайлас не принадлежит основной Гималайской гряде. Согласно официальной версии геологов, он поднялся вместе с плато со дна океана и существовал задолго до появления Гималаев.
Вершина горы остаётся непокорённой до наших дней. Это связано в первую очередь с её священным значением для тибетцев. С горой Кайлас также связаны таинственные древние легенды, на протяжении многих веков она является местом поклонения для последователей четырёх религий — буддизма, индуизма, джайнизма и религии бон-по.
После тяжелейшей вынужденной пятимесячной зимовки на плато Чантанг Центрально-Азиатской экспедиции Рериха разрешили двигаться по Тибету путём Великих Озёр. Этот маршрут совпадал с путём паломников, идущих к Кайласу. Тогда экспедицией были открыты уникальные мегалитические сооружения в Тибете.
На лекции будут показаны изображения картин Н.К. Рериха, посвящённые Кайласу. Известны шесть полотен и один эскиз с названием «Путь на Кайлас». Саму вершину Кайласа художник изобразил только в 1946 году, за год до своего ухода. Помимо упомянутых работ у него есть также картина и эскиз с названием «Гора Колокола».
С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии. Впоследствии она внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая. «...Алтайские сказители и мудрецы... переводят слово “оймон” как “десять моих мудростей”, и в этом названии слышатся отзвуки неведомых знаний, за которыми ходили на Беловодье».
Дом известного уймонца Варфоломея (Вахрамея) Семёновича Атаманова стал центром экспедиционной работы. Здесь же написаны многие главы из книги Учения Живой Этики «Община».
Трудная судьба ждала впоследствии как самого Атаманова, как и его усадьбу. Лишь к середине 1990-х годов благодаря усилиям Сибирского Рериховского Общества сложилась возможность реставрации дома и создания на базе усадьбы Атаманова Дома-Музея Н.К. Рериха.
Инициатору и вдохновителю возрождения Дома-Музея – Наталии Дмитриевне Спириной – в момент начала реставрации было 85 лет.
Мемориальный дом-музей Н.К. Рериха в Верх-Уймоне входит в состав Культурного комплекса имени Н.К. и Е.И. Рерихов "Наследие Алтая", который включает в себя ряд культурных организаций Верх-Уймона. Ознакомиться со всей структурой комплекса можно на сайте uymon.ru.